Супрасльский благовещенский монастырь. Благовещенский Супрасльский монастырь (Польша). Из истории монастыря


На левом берегу реки Супрасль, в 14 километрах от уездного тогда города Белостока, располагался замечательный православный монастырь, процветавший в этих краях до появления печально знаменитой унии. Величественная церковь его свидетельствовала о благочестии древних литовско-русских бояр, которые в сооружении иноческих обителей не уступали князьям и боярам восточной Руси. На содержание таких обителей они завещали огромные суммы, которых хватило было на вечные времена.

Основание Супрасльскому монастырю положил в 1498 г. маршал (предводитель) Литовского княжества - Александр Иванович Ходкевич. Он устроил эту обитель в своем имении - в местности под названием «Городок», располагавшейся в 28 километрах от того места, где монастырь расположился впоследствии. Для устроения обители маршал вызвал монахов из Киево-Печерской лавры (по другой версии - из монастырей Афона). Вызванные иноки жили об образцу восточных скитов - в рассеянных по лесу кельях, располагавшихся вдали друг от друга. Только на молитву собирались они вместе в храме, возведенном А. И. Ходкевичем во имя Иоанна Богослова. Одновременно маршал начал строить замок для защиты монастыря и собственных владений от случайностей войны, которую он вел с великим князем московским Иваном III.

C возведением замка численность населения в этих краях увеличилось, что было очень тревожно для монастыря, поэтому по просьбе игумена Пафнутия и братии маршал согласился предоставить им другое место. Чтобы его выбрать из Городка по реке Супрасль пустили, по древнему благочестивому обычаю, деревянный крест. За ним по берегу реки шли иноки, следившие, в каком месте он пристанет к берегу. Крест остановился в местности, которая называлась «Сухий Грудъ» (Сухой Бугор) - при впадении в Супрасль в Блудовской пуще речек Березовка и Грабовка. Здесь и стал устраиваться монастырь, который от названия реки получил наименование Супрасльский.

Чтобы упрочить положение вновь создаваемой обители, А. И. Ходкевич и епископ Смоленский Иосиф Солтан записали в ее пользу земельные угодья в различных местах Гродненской губернии, дававшие монастырю ежегодно 30 000 рублей дохода. По уставу, данному Супрасльскому монастырю его основателями, обитель эта находилась в зависимости от Киевских митрополитов, которые, впрочем, без сношения с ктиторами Ходкевичами не могли вмешиваться в ее внутренние дела. Архимандрит избирался из числа братии и посвящался в сан митрополитом с ведома и согласия Ходкевичей.

На протяжении XVI в. число братии в монастыре колебалось от 70 до 100 человек. Многие из них прославились высокими иноческими подвигами; было среди них и несколько отшельников, которые жили в особом скиту. Подвизались в обители и ученые иноки, которые собирали книжные редкости, в результате чего в монастыре составилась обширная библиотека - главным образом, из святоотеческих писаний на разных языках (славянском, греческом, латинском и польском). Некоторые из ученых иноков оставили и собственные сочинения, написанные в XVI–XVII вв. и направленные на обличение заблуждений латинян и иудеев.

Значение Супрасльского монастыря было очень велико, и его стены видели не только простых богомольцев, но и многих бояр, князей и даже некоторых коронованных особ. Так, в 1543 г. обитель посетил король Польский и великий князь Литовский Сигизмунд Казимирович, который приезжал (как сказано в монастырской летописи), «чтобы видеть церковь и местность и слышать молебное пение. Он был на богослужении, которое выслушал от начала до конца, входил в алтарь, осматривал кресты и евангелия. По обозрении церкви ходил по монастырю, был в трапезе; затем, по раздаче милостыни убогим, отбыл из монастыря в умилении».

При введении в Западной русской церкви унии настоятель Супрасльского монастыря архимандрит Илларион, присутствовавший в числе других православных владык на Брестском соборе 1596 г., написал осуждение на принявших унию. А в 1601 г. вместе с братией он провозгласил в церкви анафему на Киевского митрополита Ипатия Потея, принявшего унию, за что был осужден королевским указом на изгнание. Через 2 года иеромонах Герасим Великонтий, избранный в настоятели Супрасльского монастыря, дал обязательство быть в единстве с римской церковью. Но нравственные силы обители были так велики, а дух православного иночества настолько живуч, что, внешне состоя в унии, монастырь еще почти целое столетие сохранял все признаки веры истинной и славной. Униатский митрополит Киприан Жоховский в конце XVII в. приказал было своему наместнику стричь братии волосы и брить бороды, но иноки восстали против этого и пожаловались римскому папе за принуждение «совершать обряды по двум вероисповеданиям».

После введения унии и совращения ктиторов Ходкевичей в католичество монастырь (к тому времени уже имевший статус лавры), несмотря на свои большие средства, стал быстро приходить в упадок. Благочестие среди иноков убывало, число братии уменьшалось, и Киевский митрополит Петр Могила в письме к ректору Киевской духовной академии Кассиану Сасовичу (отступнику от веры православной) писал о монастыре:

«А ныне до чего он доведен? Где прежде, под управлением православных, было до ста или, по крайней мере, до семидесяти человек братии, там ныне живет едва несколько монахов. И что еще хуже - мирской господин обладает церковным богатством и селами и через своих рабов выделяет инокам жалованье, как захочет. Спроси только в том монастыре кого-нибудь, где те древние иконы, которые украшены были серебряными и позлащенными ризами? И узнаешь, что они обращены униатами на свои надобности; вместо же серебряных икон поставлены в церковь полотняные итальянские. Хорошо меняются с Богом: Ему - полотно писанное, а себе - серебро вызолоченое!».

Когда архимандритом Супрасльского монастыря стал Полоцкий архиепископ Гавриил Коленда, тот избрал монастырь своей резиденцией и часто устраивал в нем пиры для гостей. И обитель пришла в такую бедность, что часто не хватало вина для богослужений, а монахи не имели даже ряс и ходили в одних плащах, проделав в них дыры для рук. Когда же братия вынуждена была доложить обо всем архимандриту, тот пришел в такой гнев, что, уезжая в Полоцк, так «благословил» обитель: «Погодите, дождусь я того, что на этом месте будут жить и петь только воробьи».

Долго еще продолжались бедствия монастыря, но были у него и счастливые времена. Так, в конце XVII в. в обители открыли типографию, в которой печатались богослужебные книги на славянском языке. При типографии была и своя бумажная фабрика.

Супрасльские иноки даже в униатский период оставили по себе добрую память, переходящую из века в век. Многие при вступлении в монастырь вносили значительные пожертвования: так, алтарь соборного храма был расписан и украшен лепниной на вклад одного монаха. А расписывал его иеромонах Антонин Грушецкий - бывший живописцем при королевском дворе.

В 1807 г. Белостокский край был присоединен к Российской империи, но правительство Пруссии, под властью которой он находился долгое время, успело отобрать у монастыря все его имения. У обители оставалось только то, что находилось в ее ограде. Взамен имений монастырю было назначено пособие в размере 2220 талеров в год и 75 сажен дров. Монастырь пытался вернуть себе хотя бы часть отобранных имений, но безуспешно. Через несколько десятилетий из государственной казны монастырю выделили 92 десятины земли и 23 десятины сенокосов по реке Супрасль. Через 20 лет было отведено еще 150 десятин лесу вместо дров, до того отпускавшихся натурой.

В 1839 г. Супрасльский монастырь воссоединился с Православной церковью, в 1865 г. в его стенах расположилось духовное училище, которое находилось на содержании монастыря (кроме жалованья учителю). С сокращением монастырских средств сократился и состав братии, поэтому большая часть монастырских зданий была занята под госпиталь. Военное ведомство зданий не ремонтировало, и они постепенно приходили почти в полную негодность. Из-за этого монастырь вынужден был отдать много своих зданий в аренду под суконную фабрику немцу Захерту. Одновременно тот взял в аренду и монастырский фольварк с условием владения на все время, пока будет платить за аренду 450 рублей в год. А в отданных зданиях располагались монастырская библиотека, трапеза, кухня с кладовыми, помещение бывшей типографии, переплетная мастерская! Но так как условия контракта были невыгодными, в 1883 г. все отданные в аренду здания были проданы за более высокую цену - тому же Захерту…

Все каменные здания монастыря построены в XVIII в., но пожар 1895 г. уничтожил крыши на братских корпусах. После этой катастрофы над средним одноэтажным корпусом был надстроен второй этаж, потом построили новую трапезу с кухней, баню, прачечную и каменную ограду.

К концу XIX в. в монастыре существовала каменная однопрестольная церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Первоначально в ней были устроены два придела: один - в честь святых мучеников Бориса и Глеба, другой - в честь преподобных отцов Печерских Антония и Феодосия. С введением унии приделы эти были уничтожены; вместо них устроили по образцу римских алтари, поставленные при двух колоннах, поддерживающих средний купол храма. Алтарная живопись еще в конце XVIII в. была изменена в итальянском стиле, а нижняя часть стен внутри церкви по окна была заделана досками. Верхнюю часть и все остальное пространство из-за обветшавшей живописи забелили известью. Когда в 1887 г. известь сняли и изображения промыли водой, церковная живопись отчасти вернула себе первоначальный вид.



ЦИТАДЕЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ НА ПОЛЬСКОЙ ЗЕМЛЕ
Как живется сегодня Православию в католической Польше? Из истории мы помним о масштабных гонениях со стороны властей и Римско-католической церкви, начавшихся после принятия уний, в особенности Брестской унии 1596 г. Продолжались они фактически до вхождения польских территорий в состав Российской империи, и возобновились после обретения страной независимости. Самым прискорбным событием было разрушение в середине 1920-х гг. Александро-Невского Собора в Варшаве, построенного в 1912 г. по проекту Леонтия Бенуа.

Сегодня в Польской Православной Церкви 6 епархий и полмиллиона прихожан. Активно строятся новые храмы: в Белостоке, к примеру, был возведен изумительный по красоте Собор Св. Духа с 70-метровой колокольней (1999), вмещающий до 2500 чел. В тех же 90-х гг. прошлого века Православной Церкви был возвращен комплекс Супрасльского монастыря, традиционного оплота православия и центра славянской культуры европейского масштаба, с единственным в Польше храмом оборонительного типа. Эту уникальную обитель нужно видеть собственными глазами, что и удалось сделать автору в январе 2017 г.

ГОРОДОК И МОНАСТЫРЬ

Крохотный и живописный, по большей части одноэтажный городок Супрасль (Supraśl) находится на северо-востоке Польши, в 15-ти километрах от Белостока и в 30-ти км. от границы с Беларусью. Многие наименования сёл, указатели на дорогах тут двуязычные, на польском и белорусском. По лугам и перелескам петляет одноименная городу речка с чистейшей водой, зимой ее оккупируют утки. Всё это находится в окружении заповедной Кнышинской пущи с зубрами и благородными оленями, Супрасль имеет статус курортно-оздоровительной зоны.

На высоком левом берегу реки стоит православный поклонный крест «с домиком», очень похожий на наши староверские.

В 1500 г. сюда, к бывшему урочищу Сухой Хруд течением прибило деревянный крест с частицами реликвий. Этим было положено начало Супрасльской Благовещенской обители. В том же году была построена деревянная церковь Св. апостола Иоанна Богослова. А затем в течение XVI-XVIII вв. выросли белоснежные громады каменных монастырских построек. Они будто парят в воздухе, если смотреть от берега реки.

Ко входу в обитель от речки ведет вот эта живописная дорога.

Колокольня монастыря со входными воротами (брамой) и часовней, она же часовая башня. Возведена в 1695-1697 гг., перестроена в первой половине XVIII в.

На внутреннем проеме ворот керамические таблички, на которых изложена вся история существования монастыря с момента его основания.

Справа от колокольни за стеной виднеется главный храм обители - трехпрестольный Благовещенский собор.

Его архитектура необычна, это храм оборонительного типа: что-то вроде мини-замка с 4-мя башнями.
Рассмотрим его поближе с разных сторон с территории монастыря (снимок в заголовке и снимки ниже).

Величественное здание собора сочетает в себе несочетаемое: византийский и готический архитектурные стили, крестово-купольный храм и черты католической базилики. Как будто Запад и Восток здесь подают друг другу руки.
Вокруг собора расположились келейные корпуса, хозпостройки и покои архимандрита (XVII в.).

Западный корпус и монастырская церковь Св. ап. Иоанна Богослова (1889-1890).

Колокольня, вид с территории монастыря.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС. РЕЛИКВИИ


Ктиторы монастыря: Александр Ходкевич (справа) и епископ Иосиф Солтан

Мужской Благовещенский монастырь был основан в 1498 г. маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем (1475-1549) и находился в его резиденции в Грудке (Gródek) до перемещения в Супрасль. Сюда он пригласил через своего отца, киевского воеводу Ивана Михайловича, иноков Киево-Печерской лавры и афонских монахов. Ходкевичи – один из самых знатных и могущественных магнатских родов ВКЛ, ведущий свое происхождение от киевских бояр.
Другим ктитором (основателем, благотворителем) монастыря являлся епископ Смоленский Иосиф Солтан (1450-1522), позже ставший Митрополитом Киевским, Галицким и всея Руси. Он сделал огромные пожертвования на новую обитель и привез туда список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской. Привезенная им икона получила название Супральской и стала главной здешней святыней, ей поклонялись православные и католики.
Грамоту на утверждение Супрасльской обители дал Вселенский патриарх Иоаким I, а в уставе она именовалась «лаврою».

В 1503-1511 гг. был построен каменный собор Благовещения Пресвятой Богородицы, в 1557 г. он был расписан мастерами-иконописцами во главе с сербом Нектарием замечательными фресками в византийско-сербских традициях.

В монастыре была собрана богатейшая библиотека, откуда происходит ряд уникальных реликвий. Среди них:
* Супрасльская минея (Codex Suprasliensis), рукопись XI в. - крупнейший по объему памятник старославянского языка на 285 пергаментных листах большого формата. Включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира».

* Супрасльская летопись (сборник летописных текстов нач. XVI в.), хранящаяся в Петербургском филиале Института истории РАН. В ней описана история киевских, московских и литовских князей с IX по нач. XVI вв., содержатся разделы «Похвала Витовту», «Летописец великих князей литовских» и «Повесть о Подолье». Имеются уникальные записи о разрушении Киева крымскими татарами в 1482 г., о таком непопулярном среди наших историков событии, как битва под Оршей (1514) и др.
А вот эта рукопись из Супрасльского монастыря называется «Ирмологион» (1596-1601 гг.). И это единственная на сегодня известная древнерусская певческая книга на нотной линейке.

В стенах монастыря было создано и переписано не одно полемическое сочинение в защиту Православия ( «Послание к латиникам», «Разговор христианина с иудеем о вере и иконах» и др.).

Супрасльский монастырь долго и упорно сопротивлялся переходу в униатство. Митрополит Ипатий, прибывший в 1598 г. с объявлением о переходе в унию, был объявлен еретиком, братия отказалась ему подчиняться. Противостояние продолжалось до 1631 г., но в 1635 г. был принят новый, униатский устав. Во второй половине XVIII в. сильно изменилось все внутреннее убранство храма, фрески XVI в. были закрашены белой краской. Зато появился прекрасный барочный иконостас, выполненный гданьским мастером-резчиком Андреем Модзелевским.

Иконостас периода униатства, снимок 1915 г.; был уничтожен солдатами РККА в 1939 г.

Царские врата иконостаса

После Тильзитского договора 1807 г. монастырь оказался на территории Российской империи. К этому времени обитель находилась в разорении. В 1824 г. монахи выразили желание вернуться в лоно православия, что и произошло после Полоцкого собора в 1839 г.

В XIX в. со стен Благовещенского собора была снята побелка, так что храм во многом приобрел свой первоначальный вид.

Остатки фресковой росписи, 1915 г.

После начала Первой мировой войны, был издан указ об эвакуации жителей Супрасля вглубь России. Вместе с горожанами в 1915 г. уехали и монахи, взяв с собой чудотворную Супрасльскую икону Божией Матери и церковную утварь. Местонахождение иконы неизвестно, в соборе сегодня находится ее копия.
В 1919 г. польские власти закрыли и опечатали Благовещенский собор, еще через 3 года монастырские здания были переданы школе, а братию изгнали.

В 1939 г. восточные воеводства Польши были заняты Красной армией. В соборе были устроены мастерские и кузница, в печке которой исчез иконостас; в церкви Иоанна Богослова – кухня и столовая. После прихода немецких войск православному духовенству было разрешено совершать богослужения, в Супрасль возвратились монахи. Однако 21 июля 1944 г. во время своего отступления нацисты взорвали Благовещенский собор. Он был превращен в груду кирпича.

После окончания войны новые власти Польши вновь выгнали православных монахов.

ВОЗРОЖДЕНИЕ ОБИТЕЛИ
Возрождение монастыря началось, когда Белостокско-Гданьскую епархию возглавил архиепископ Савва. 4 июня 1984 г. был освящен краеугольный камень и начато восстановление Благовещенского собора по сохранившимся обмерам.
«Разборки» с католиками тем не менее продолжались. В июле 1990 г. претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 г. – католическая митрополичья курия. После судебного разбирательства все монастырские здания 15 октября 1993 г. были переданы Православной Церкви, однако лишь 28 февраля 1996 г. Совет министров Польши вынес окончательное решение.
Правительство Беларуси выделило в 1990-е гг. на реставрацию монастыря 200 тыс. шт. кирпича и 500 м3 гранита. В 1998 г. были восстановлены купола, и через год в Супрасле возобновилось монашеское житие, наместником монастыря стал игумен Мирон (Ходаковский).

Только в 2005 г. монастырю передали древние катакомбы, где были похоронены монахи-основатели Лавры. Сейчас там проводятся реставрационные работы.

Современный вид интерьеров Благовещенского собора весьма аскетичен. Еще 2 года назад здесь были голые кирпичные стены, сейчас их покрыли штукатуркой. Ввиду запрета фотосъемки в храме привожу фото с сайта монастыря .

Копия Супрасльской иконы Божией Матери очень почитается верующими разных конфессий, и многие приходящие сюда получают просимое, о чем свидетельствуют дарственные приношения на иконе.

В июле 2016 г. силами международной польско-сербской команды начались работы по восстановлению фресковой росписи центрального купола.

А еще прямо на территории Благовещенского монастыря находится Супрасльский музей икон - филиал государственного Подляского музея (г. Белосток). Православная церковь и музейщики здесь прекрасно уживаются друг с другом, более того, их сотрудничество приносит явный эффект синергии. Рассказ об этом в следующей части поста.

- Гродненской губ., Белостокского уезда, основан новогрудским воеводою князем Александром Ходкевичем в 1498, первоначально в его имении Гродке, в 30 вер. выше по р. Супрасле, но в скором времени по желанию братии, а именно в 1500 г., перенесен на нынешнее местонахождение. Ранее всего воздвигнута была небольшая деревянная церковь во имя св. Иоанна Богослова и трапеза для братии, затем в 1505 г. иждивением А. Ходкевича начата постройка каменной церкви во имя Благовещения Пречистой Богоматери с приделами св. мученик. Бориса и Глеба и преподобных печерских угодников Антония и Феодосия. Монастырю пожаловано было Ходкевичем имение Хворощ со всеми угодьями между pp. Наревом, Супраслью, Белым Истоком, Хворощею и Роговкою; в 1529 г. взамен этих угодий с согласия короля Сигизмунда монастырю даны деревни - Хвосты, Поросль на р. Супрасле и Топилец, Бацюты и Пищев на р. Нареве. Обладая огромным имением, монастырь славился богатством и красотою храма, в котором иконостас украшали иконы, писанные лучшими художниками. В начале XVI ст. монастырь попал в руки униатов, и с 1656 г. настоятелями монастыря являются высшие сановники униатского духовенства. В 1722 г. униатский митрополит Западной России и настоятель Супрасльского монастыря Лев Кишка сделал монастырь главным местом пребывания базилианского ордена и устроил здесь типографию. В этой типографии в течение XVIII ст. печатались книги не только духовные на церковно-славянском языке, но и польские. Впрочем, типография в Супрасле существовала еще и ранее, так как в 1695 напечатана была здесь "Общая Минея". В 1743 г. напечатана в Супрасле Библия на славянском языке и печатались для старообрядцев духовные книги. В 1741 по ходатайству графов А. и Ив. Ходкевичей последовала булла Папы Бенедикта XIV, дозволявшая избирать настоятеля монастыря из братии согласно 4 п. русского монастырского устава. В 1795 по третьему разделу Польши Белостокская область отошла к Пруссии, правительство которой все монастырские деревни обратило в казну, взамен их назначив монастырю на содержание 2333 тал. 45 пр. грошей и 75 саж. 4 воза дров; при монастыре осталась только занятая им усадьба с 2 садами и огородами, всего 5 дес. 1248 кв. саж. После присоединения Белостокской области к России в 1807 монастырю назначено содержание в 2110 р. 45 к. и 70 саж. дров. По возвращении униатов к православию настоятель монастыря переименован в архимандрита, а в 1842 Благовещенский Супрасльский монастырь причислен ко 2-му классу. В 1835 г. открыто в нем духовное училище, переведенное в 1853 в Гродно. Монастырская церковь Благовещения, однопрестольная, пятиглавая, имеет вид креста, иконостас очень красивый деревянный, резной, позолоченный, в 3 яруса, с 25 образами. На задних колоннах помещены писанные на холсте портреты основателей монастыря киевского митрополита Иосифа Салтана и воеводы Александра Ходкевича. В церкви замечательны иконы - Спасителя, величиною в 3 арш. 6 вершк., писанная на деревянной доске, риза и венец - серебряные, местами вызолоченные, весом в 20 ф., против этой иконы другая такой же величины с изображением Пресвятыя Богородицы с Младенцем Иисусом, с серебряной ризой в 20 ф.; оба образа украшены кроме того драгоценными каменьями. Первая икона закрывается изображением Распятия, а вторая - Успения Пресвятыя Богородицы, писанными на холсте; в ризнице хранится образ Пресвятыя Богородицы, подарок польской королевы Елисаветы, 5 серебряных крестов, один из них XVI века; несколько древних евангелий и много старинных церковных книг; по древности замечательно серебряное блюдо 1541 года весом в 4 фун. 28 лот., архиерейский жезл и 2 серебряных подсвечника 1628 г. Особо стоящая трехъярусная каменная колокольня с 5 большими колоколами, под нею ворота, украшенные каменными урнами и железною решеткою. Монастырские здания обширны, и часть их отдается в наем фабриканту Захерту; монастырь имеет свою усыпальницу, где покоится тело епископа Яворовского и многих настоятелей. Монастырь владеет, кроме 35 десят. усадебной и сенокосной земли, в м. Супрасле 135 дес. и в Васильковской ферме 103 дес., от казны монастырь ежегодно получает на содержание 2220 р., монашествующих по штату положено 16, но в 1888 г. их было только 8. Новая церковь выстроена и освящена 1890 г. Ист. П. Бобровский, "Материалы для геогр. и статистики России", 1863 г. "Памятная книжка Гродненской губ." (1880 и 1890).

Сегодня мы предлагаем вам посетить Благовещенскую лавру в польском городе Супрасль. Этот монастырь в самом конце XV столетия основал воевода Великого княжества Литовского Александр Ходкевич, и сначала обитель располагалась в резиденции воеводы в городе Грудек. За два года городок сильно вырос и по просьбе игумена и братии монастырь перенесли в более уединенное место. По легенде иноки опустили деревянный крест в реку Супрасль. И он пристал к берегу в тридцати километрах от Грудека, в местечке с названием Сухой Бугор. Туда и переселились монахи. А монастырь стал зваться Супрасльским от протекавшей вблизи речки.

Первым делом возвели деревянный храм во имя Иоанна Богослова, небесного покровителя отца Александра Ходкевича. А чуть позже монастырь украсился каменным Благовещенским собором. Его расписали и в день освящения поместили в храм список иконы Божией Материи Смоленской. Этот образ в дальнейшем прославился как чудотворный.

На протяжении XVI столетия число братии в монастыре колебалось от семидесяти до ста человек. Вырос третий храм - Воскресения Христова. Была собрана большая библиотека. Обитель входила в состав Киевской митрополии и поддерживала тесные связи с Афоном, Москвой и Болгарией. А сам монастырь стал именоваться лаврой.

Однако вскоре в обители настали непростые времена. В 1596 году была принята так называемая Брестская уния. Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Михаил Рагоза объявил о своем подчинении Римско-католической церкви с одновременным сохранением богослужения византийской литургической традиции на церковнославянском языке. Польские власти во главе с королем Сигизмундом III поддержали униатов. Уния провозгласила монастырь своим. Однако его настоятель архимандрит Илларион (Масальский) выступил против этого решения, за что был изгнан королевским указом. При его приемнике архимандрите Герасиме Великонтии в обители также сохранилась православная традиция. Однако несколько лет спустя следующий наместник архимандрит Самуил (Сеченко) пошел на уступки униатам. И в результате почти на двести лет Супрасльский монастырь оказался под властью унии. За это время в Благовещенском соборе установили иконостас в стиле барокко, а уникальные фрески XVI века закрасили. Сама обитель постепенно пришла в упадок.

К 1807 году Белостокский край, в состав которого входил и Супрасль, был присоединен к Российской империи. В жизни монастыря начались долгожданные перемены. Его братия пожелала вернуться в Православие. Это стало возможным после Полоцкого собора 1839-го года, когда отменили постановления Брестской унии. И вскоре в обители были восстановлены православные традиции. Со стен Благовещенского собора сняли побелку и промыли фрески. Храм во многом приобрел свой первоначальный вид.

Спокойную жизнь монастыря нарушила Первая мировая война. С ее началом всех жителей Супрасля эвакуировали вглубь России. Монахи, уезжая, забрали с собой чудотворную икону Богоматери. Тогда никто не мог предположить, что жизнь православной обители замрет на несколько десятилетий. В 1984 году здесь вновь стали селиться монахи. Община получила статус мужского монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы. И еще через некоторое время обитель вернула себе весь комплекс зданий.

На сегодняшний день отстроен полуразрушенный Благовещенский собор. Несмотря на то, что внутренняя роспись еще не закончена, в нем проводятся богослужения. Здесь же хранится главная святыня обители - чудотворная икона Божией Матери. Посетители Благовещенской Супрасльской лавры могут остановиться в гостинице при монастыре.