Собор святого петра где находится. Собор Святого Петра – главный храм Ватикана. Усыпальница маркграфини Матильды Каносской

Площадь Святого Петра величественна и красива. Колоннада Бернини по периметру вкупе с собором св. Петра придают ей завершенность и гармонию. Да, много людей… Но видимо, это обязательное условие этой площади.

Площадь Святого Петра (Piazza San Pietro), расположенная на северо-западе , считается одной из самых красивых площадей мира. Находится она на территории Ватикана (посмотрите Путеводитель по Ватикану ).

За внешней стороной колоннады на Пьяцца Сан Пьетро белым камнем на серой брусчатке выложена неширокая линия. Это не просто разметка, а граница государства Ватикан. Рубеж этот – весьма формальный, охраняют его швейцарские гвардейцы в колоритной полосатой форме. Находясь на площади Сан Пьетро, дождитесь смены караула – это действо необычное, красивое и увлекательное. Пройти на суверенную территорию можно почти беспрепятственно: от туристов требуется только соблюдать приличия в гардеробе. Короткие шорты, мини-юбки и голые плечи здесь недопустимы.

Сан Пьетро — площадь, носящая имя хранителя ключей Царства Небесного, фото Edgar-Moskopp

Площадь Сан Пьетро – место притяжения католиков всего мира. Сам Папа Римский обращается отсюда к верующим, осеняя их крестом из «ложи благословения». Сюда спешат ценители культурных, исторических, художественных ценностей. Здесь нет магазинов и сувенирных лавок. Огромное пространство выглядит свободным даже при большом скоплении туристов.

Центром ансамбля Пьяцца Сан Пьетро служит гранитный обелиск. Каменный колосс доставили из Египта ещё в I веке. Долгое время правители Рима хотели перенести его на площадь, но проект удалось осуществить только в 1586 году. Грандиозную операцию проводили под руководством Доменико Фонтана; в ней было задействовано 140 лошадей и 900 человек.

Ежегодно около обелиска в Адвент проходит праздник Презепе. Фигуры в человеческий рост изображают библейские сцены рождения Христа и поклонения волхвов, а фигурка младенца меняется каждую неделю — растёт.

Фонтаны Бернини и Мадерно

Фонтан на фоне колоннады Бернини, фото noemkr

С двух сторон от египетской стелы в симметричных точках площади установлены барочные фонтаны Бернини и Мадерно. В них, как и во все фонтаны Рима, подаётся чистая питьевая вода. От обелиска по мостовой расходятся светлые каменные лучи солнечных часов, 36-метровой стеле отведена роль гномона.

Площадь, если смотреть на неё с высоты, имеет очертания замочной скважины – святой Пётр был хранителем ключей Царства Небесного. Купол главной католической святыни – , доминирует над Пьяцца Сан Пьетро. Фасад здания увенчан статуями одиннадцати апостолов. На барельефе, украшающем главный портал, изображена сцена вручения апостолу Петру ключей от рая. В центральном нефе храма установлена статуя св. Петра (XIII век) – предмет поклонения паломников. Под собором, на нижнем уровне здания, именуемом Ватиканскими гротами, находится капелла – в ней перед казнью исповедался святой Пётр. Под капеллой скрыта гробница апостола.

Высота здания до наивысшей точки его купола составляет 136 метров. Поднимитесь на смотровую площадку базилики – оттуда можно увидеть потрясающие панорамы Рима!

Пространство площади

Пространство перед базиликой проектировал Джан Лоренцо Бернини в 1656-67 гг. Состоит оно из двух площадей: первая, трапециевидная, расположена прямо перед широкими ступенями собора и ограждена галереями; вторая – овальная, обращённая к Риму, окружена величественными колоннадами Бернини. С двух сторон обелиска на брусчатке обозначены два белых круга. Если встать на любую из этих символических точек, полукруглые колоннады станут визуально «прозрачными» — четыре ряда гигантских колонн расположатся друг за другом.

От площади в город ведет широкая Via della Conciliazione – улица, построенная по приказу Муссолини в 1930 году.

Как добраться

Ехать на метро линии А до станции Ottaviano;
трамваем 19 до остановки Risorgimento - San Pietro;
автобусом №49 - до V.le Vaticano/musei Vaticani; авт. 32, 81, 982 - до Piazza del Risorgimento; авт. 492, 990 - до Via Leone IV / Via degli Scipion.

Как я экономлю на отелях?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru . Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Площадь Святого Петра в Риме известна также, как Пьяцца Сан Пьетро. Она была создана в семнадцатом столетии по проекту архитектора Бернини и является популярной достопримечательностью Ватикана. Архитектурной изюминкой площади является Собор Св. Петра — одна из самых узнаваемых базилик в Риме.

Сразу после того, как Александр VII был избран новым Папой Римским в апреле 1655 году, он нанял скульптора и архитектора Лоренцо Бернини для создания новой площади перед фасадом Собора Святого Петра. Следуя пожеланиям Александра, Бернини представил проект площади в форме эллипса шириной 240 метров и длиной в 196 метров. Строительство площади началось в 1965 году и завершилось 11 лет спустя, в 1667.

Колоннады Площади Св. Петра

Площадь Святого Петра с двух сторон ограничена колоннадами. Согласно задумке Бернини, они символизируют охватывающие мир руки церкви. Колоннады были построены в 1660 году и состоят из 4 рядов колонн высотой в 20 метров и шириной в 1.6 метра. В общей сложности, насчитывается 284 дорических колонны и 88 пилястров. На вершине колоннады установлено 140 статуй, также созданных Бернини и его студентами. Они изображают Пап Римских, мучеников, евангелистов и других религиозных деятелей.


Слева и справа от центрального обелиска площади расположены круговые мраморные пластины, которые указывают центр эллиптической площади. Встав на любую из этих пластин и смотря на колоннаду, Вы будете видеть только один ряд столбцов вместо четырех. Бернини был не просто великим скульптором и архитектором, он также отлично знал геометрию. В особых случаях, среди которых выборы нового Папы Римского и Пасха, почти 400,000 человек заполняют просторную площадь.

Обелиск и фонтаны

В центре площади Святого Петра установлен египетский обелиск 25.5 метров высотой, вместе с пьедесталом возвышающийся на целых 41 метра. Обелиск был первоначально расположен в египетском Гелиополе и создан для префекта города Корнелия Галла. В 37 году Калигула решил транспортировать обелиск в Рим на специально созданной платформе, установив его в основе Цирка Нерона на территории нынешнего Ватикана.


В 1585 Папа Римский Сикст V решил переместить обелиск на расстояние в 300 метров, к строящемуся в то время Собору Святого Петра. Перемещение было грандиозной задачей, и даже Микеланджело считал такой проект невозможным. Но Сикст упорно желал переместить стеллу и привлек архитектора Доменико Фонтана к реализации этой идеи. Потребовалось 900 рабочих и более сотни лошадей, но Фонтана справился с задачей. На это ушло 5 месяцев, и 10 сентября 1586 года Обелиск был установлен перед базиликой.


В 1613 году на площади Св. Петра был установлен фонтан, разработанный Карло Мадерно. Его установили с правой стороны от расположенного в центре обелиска. Чтобы поддержать симметрию, Бернини решил установить идентичную копию фонтана на левой стороне. Фонтан создавался в 1677 году архитектором Карло Фонтана.

Собор Святого Петра

Площадь Святого Петра является великолепной точкой входа в Собор Святого Петра , который был создан между 1506 и 1626 и ограничивает площадь с западной стороны. Базилика является самой большой в мире. Внутренняя часть собора украшена великолепными памятниками, многие из которых создавались великим Бернини.



Обязательно поднимитесь на вершину внушительного купола базилики — разработанную другим великим архитектором Микеланджело. Отсюда открываются самые великолепные виды на площадь.

Две тысячи лет назад, когда Италией правил Нерон, здесь был расположен амфитеатр, в котором погибло немало христиан. В 67 г. схватили, судили, вынесли смертельный приговор и привели сюда апостола Петра. Тот, не желая умереть именно так, как погиб Христос, попросил казнить его иным методом. Распяли его вниз головой и похоронили недалеко от места смерти. А через три столетия в месте его захоронения возвели сооружение – там сейчас находится собор Святого Петра.

Расположен собор Святого Петра в Ватикане, в северо-западной части Рима, столицы Италии (на карте храм можно отыскать по следующим координатам: 41° 54′ 7″ с. ш., 12° 27′ 11″ в. д.).

Собор этот является самым крупным храмом Ватикана и до недавних пор был крупнейшей христианской церковью в мире: площадь превышает 22 тыс. м. кв., высота – 133 м, длина вместе с портиком – почти 212 м. Базилика рассчитана на 60 тыс. верующих, ещё четыреста тысяч христиан способна вместить, расположенная перед собором площадь.

Размеры этого храма превышает лишь возведённый в 1990 году в Ямусукро, столице Кот’д Ивуар, собор Пресвятой Девы Марии Мира, площадь которой составляет около 30 тыс. кв. м. Правда, несмотря на свои громадные размеры, вместить она способна лишь 18 тыс. прихожан.

История, воплощённая в камне

Возведённая по приказу Константина, базилика имела довольно-таки скромный вид, долгое время ничем особенным не отличалась и простояла одиннадцать столетий. До тех пор, пока в 1506 году папа Римский не велел на месте старой церкви, возраст которой превышал одиннадцать веков и пребывавшей к тому времени в аварийном состоянии, построить собор Святого Петра.

Сооружение затмило бы не только все языческие храмы, но и уже существующие христианские церкви, став при этом центром католичества и символом власти понтифика. Тот факт, что именно на этом месте нашёл свою мученическую кончину апостол Пётр, сыграл в выборе первосвященника немаловажную роль.

Для строительства храма были приглашены лучшие скульпторы, архитекторы и художники со всей Италии. Учитывая, что время возведения собора относится как раз к эпохе Возрождения, во время которой жили и творили такие деятели искусств, как Микеланджело, Джованни Лоренцо Бернини и другие известные личности, не удивляет то, что план удался на все сто процентов.


На протяжении всего строительства (а в общей сложности длилось оно не одно столетие) за работы отвечали разные люди, которые постоянно вносили кардинальные изменения в планировку храма, что оказало серьёзное влияние на архитектуру этого храма:

  • Первым архитектором собора был Донато Браманте – он предложил построить храм, форма которого была бы похожа на греческий крест с одинаковыми сторонами (строительные работы начались в 1506 г.)
  • Когда он умер, архитектором назначили Рафаэля Санти, который видоизменил план, придав храму форму римского креста (с более длинной четвёртой стороной).
  • Следующий архитектор, Бальдассаре Перуцци предпочтение отдал первоначальному плану.
  • А вот Антонио да Сангалло поддержал идею второго архитектора.
  • Микеланджело над собором в Италии начал работать с 1546 году. Он вернулся к первоначальному плану Браманте, но проект все же видоизменил: предусмотрел наличие на востоке от здания портика с огромным количеством колонн, несущие конструкции сделал массивнее и определил центральное пространство (как выглядела базилика во времена Микеланджело можно увидеть с западной стороны храма).Также Микеланджело успел построить барабан основного купола, строительство над которым пришлось заканчивать следующему архитектору, Джакомо делла Порта (он придал куполу более продолговатую форму). Микеланджело планировал окружить основной купол четырьмя меньшими, но архитектор Виньола решил возвести лишь два, расположив их по бокам от центрального.


  • Карло Мадерна в начале XVII ст. по приказу папы Павла V, вернувшись к римскому варианту, увеличил длину креста с восточной стороны. Также он возвёл фасад высотой в 48 м (без скульптур) и шириной около 120 м, полностью скрыв купол, который потерял своё доминирующее положение. Наверху фасада были установлены шестиметровые скульптуры Иисуса Христа, Иоанна Крестителя и почти всех апостолов, кроме Петра.
  • Довольно скоро из-за огромного наплыва верующих стало очевидно, что перед собором необходимо построить площадь. Строительные работы доверили Джованни Лоренцо Бернини.

Двери храма

Перед центральными дверями установлены скульптуры апостолов Павла и Петра, в руках которых находятся ключи от Царства Небесного. В храм ведёт пять бронзовых дверей.

При этом самая крайняя, расположенная справа, замурована и открывают её лишь раз в 25 лет, в Святой год, в канун католического Рождества (в это время существует возможность отпущения наиболее тяжких грехов). Когда этот год заканчивается, святые двери снова закладывают бетоном.

В центральной части главных дверей изображены Павел и Пётр, над ними – сидящие на троне Иисус и Мария.

Снизу запечатлены фрагменты, изображающие суд и казнь подвижников Христа (Петра распяли вверх ногами, Павлу отрубили голову). Над дверями – изготовленный из мрамора барельеф Бернини с надписью: «Иисус вручает Петру ключи от Царства Небесного».

Как выглядит храм изнутри

Внутри собор Святого Петра в Риме удивляет своими невероятными размерами и чрезвычайно богатым дизайном – тут находится огромное количество статуй, колонн, алтарей, усыпальниц, которые были выполнены самыми именитыми мастерами своего времени.

Одним из таких шедевров является «Оплакивание Христа» («Пьета»), мраморная скульптурная композиция Микеланджело, единственная скульптура мастера, которая была им подписана.

Композиция Микеланджело являет собой статую Марии, которую скульптор изобразил молодой женщиной, на коленях которой лежит погибший Спаситель. На все вопросы современников, почему мать Иисуса так молода, Микеланджело отвечал, что матерь Бога не стареет.

Внутри храма находится алтарь с никогда не гаснущими лампадами, мессу служить с которого имеет право только Святой Отец. Поставили этот алтарь в том же месте, что и предыдущий, который установили когда-то над могилой Петра (интересный факт: несмотря на принятые каноны, обращён он не на восток, а на запад). В полу возле него было прорублено небольшое «оконце», через которое можно увидеть могилу св. Петра (о том, что она там действительно есть, доказали раскопки, проведённые в сороковых годах прошлого столетия).

Под куполом храма над центральным алтарём размещён ещё один шедевр Бернини (в середине собора существует немало его скульптурных работ): бронзовый балдахин (киворий) высотой в 29 м – расположен он на четырёх колоннах, где установлены фигуры ангелов.

Сквозь киворий просматривается кафедра св. Петра – кресло апостола, которое поддерживают скульптуры четырёх Святых Отцов, и над их головами парит Святой Дух.

Возле алтаря находится изготовленная из бронзы скульптура сидящего на папском престоле святого Петра, в руках которого – ключи от рая. Каждый католик считает своим долгом дотронуться до его ступни – многие верят, что если искренне попросить об исполнении своего желания, оно обязательно сбудется.

Купол храма

Купол собора Святого Петра является самым высоким в мире: его высота снаружи составляет почти 137 м, изнутри – 119 м, а диаметр – 42 м. На своде купола можно увидеть изображения евангелистов с животными, которые в «Откровениях» Иоанна Богослова находились возле Божьего престола: возле Марка – лев, Луки – вол, Иоанна – орёл. А вот Матвей изображён с ангелом, который водил его рукой во время написания Евангелия.

На вершину купола можно подняться двумя способами: сначала до его нижней части подъехать на лифте, а потом преодолеть 320 ступенек. Или обойтись без подъёмника и дополнительно подняться ещё по 231 ступени. Сначала подъём довольно лёгкий: ступеньки низкие и подниматься легко и единственное, что вызывает дискомфорт, так это постоянное движение по кругу, отчего кружится голова.

Затем подъём усложняется: ступени постепенно становятся меньше, круче и уже, а на самом верху ширина между противоположными стенами не составляет и метра. Тот, кто найдёт в себе силы и сможет дойти до цели не пожалеет – открывшаяся перед ним панорама Рима и Ватикана никого не оставит равнодушным.

Собор Святого Петра — один из самых известных храмов мира, самый важный католический собор на планете, а также главное и самое большое сооружение Ватикана, религиозный центр этого государства. Является одной из 4 патриарших базилик Рима. Кроме того, собор Святого Петра — церемониальный центр Римско-католической церкви.

Высота собора Святого Петра — 136,6 метров.

Ширина — 211,5 метров.

Общая площадь — 22 067 квадратных метров.

Согласно легенде, собор построен на том месте, где когда-то казнили Апостола Петра. В действительно, велика вероятность, что это вовсе не легенда, а исторический факт — под алтарем собора действительно покоятся останки святого Петра.

Собор строился с 1506 по 1626 годы.

Над возведением церкви работали несколько поколений легендарных мастеров — таких, как Донато Браманте, Микеланджело Буонарроти, Джакомо делла Порта, Рафаэль Санти, Джованни Бернини, Доменико Фонтана, Карло Мадерно и многие другие.

Является одним из самых больших соборов мира и самым вместительным из всех существующих. По высоте купола его превосходит только базилика Нотр-Дам-де-ла-Пэ в Ямусукро (столица Кот-д’Ивуара) — ее высота равняется 158 метрам против 136,6 метров у собора Святого Петра. Однако ватиканская базилика способна вместить около 60 000 верующих (и еще 400 000 — на площади перед собором), в то время как Нотр-Дам-де-ла-Пэ лишь 18 000.

Ежегодно в службах, отправляемых самим Папой Римским, принимают участие миллионы христиан.

Билеты и время работы

Стоимость билета в собора Святого Петра составляет 8 евро, если вы выберете полностью пешее восхождение на самый верхушку храма (не всем это под силу, впереди 551 ступенька). Воспользовавшись лифтом, вы сократите путь до 320 ступеней, но заплатить придется уже 10 евро. Дети до 12 лет могут пройти в собор бесплатно.

Посещение могилы Святого Петра и некрополя возможно только по предварительной записи. Осуществить ее можно по почте [email protected] или позвонив по телефону +39 06 69873017.

Также попасть в собор можно в составе экскурсии.

Время работы в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:00 до 19:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:00 до 18:30.

Посещение купола в летний период (с 1 апреля по 30 сентября) — с 07:30 до 18:00, в зимний период (с 1 октября по 31 марта) — с 07:30 до 17:00.

Есть возможность пройти в собор Святого Петра без очереди через отдельный вход. Собор вы осматриваете самостоятельно с аудиогидом, достумным на 11 языках. Чтобы узнать подробности, нажмите кнопку ниже.

Пешеходный маршрут от Колизея до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от фонтана Треви до собора Святого Петра:

Пешеходный маршрут от площади Испании до собора Святого Петра:

Google-панорамы Собора Святого Петра

Символом Высокого Возрождения и, наверное, сердцем католической церкви можно назвать собор Святого Петра в Риме. Он является не только самым известным архитектурным памятником, но и воплощением той бурной деятельности, которая развивалась в это время, и художественной, и политической, и пап, и самих художников, и вообще той атмосферы, которая царила в это время в Италии.

Собор огромный, это одна из самых больших церквей в мире. Длиной он 220 метров, шириной 150 метров, максимальная его высота в куполе – 136,6 метра. Он может вместить в себя 60 тысяч верующих, а на площади перед храмом может одновременно расположиться еще 400 тысяч человек. Когда-то огромным, самым большим храмом в мире, и долгое время этот порог не был перекрываем, был собой Святой Софии в Константинополе, и весь средневековый мир, конечно, поражался его куполу и его вместимости. Но собор Святого Петра перекрыл и этот рекорд.

Когда-то на этом месте были сады цирка Нерона. От того времени остался обелиск. Он был привезен из Гелиополя и сейчас стоит на площади Святого Петра. Он был вывезен еще когда-то в античности, и в его основании, как считали, не знаю, насколько это подтверждено, покоится прах Юлия Цезаря. Вот это соединение античности, раннехристианского времени (потому что здесь в раннехристианское время появляется первая базилика), и эпохи Возрождения, и потом последующих эпох, в том числе барокко, которое здесь тоже отмечено, – весь этот замес истории европейской культуры очень чувствуется в соборе Святого Петра.

Древняя базилика Св. Петра

Первая базилика появилась здесь в 326–330 г., в правление императора Константина. Алтарь собора был размещен над захоронением, которое уже во II в. почиталось как могила апостола Петра, принявшего в 66 г. смерть как раз в цирке Нерона. Как известно, Петра распяли вниз головой. И вот уже, может быть, второе поколение христиан почитало это место как могилу святого апостола Петра. Вот реконструкция этой базилики с таким типичным атриумом перед храмом, такая классическая раннехристианская базилика, идущая еще от античных базилик. В 800 г. в этой базилике папа Лев III короновал Карла Великого.

Но за время своего существования базилика несколько раз горела, снова восстанавливалась, и к XV в. совершенно обветшала и грозила уже обрушиться. Поэтому папа Николай V начал ее перестраивать и расширять. По поручению папы Леон Баттиста Альберти обследовал базилику и сообщил, что стены нефа отклонились вверху аж на два метра, т.е. действительно она была готова обрушиться. Поэтому папа принимает решение реконструировать базилику.

Проект века

Но папа Юлий II поступил еще более кардинально. Он решил базилику не реконструировать, а разобрать и построить на этом месте самый грандиозный храм, который будет больше всех христианских и даже античных храмов мира. Т.е. опять же мы видим притязания Высокого Возрождения на самое великое, самое большое, самое грандиозное, самое-самое-самое. И если сравнить действительно реальный, ныне существующий собор Святого Петра и археологические остатки цирка, они практически совпадают. Т.е. собор стал даже больше, чем тот огромный стадион Нерона. Строительство началось 18 апреля 1506 г. и было завершено 18 ноября 1626 г., т.е. длилось оно 120 лет, а на самом деле еще больше, потому что потом еще достраивали площадь и т.д.

Автором архитектурного проекта собора нельзя назвать одного человека. В его строительстве, в его проектировании принимало участие несколько мастеров. Их проекты очень сильно отличались друг от друга. Собор даже несколько раз менял свою конфигурацию в течение строительства, и это тоже очень отражает эпоху, потому что каждый новый архитектор, вновь назначенный руководить этим строительством, предлагал абсолютно свой авторский проект, не учитывающий или сильно реконструирующий то, что предлагали предшественники. Такое соперничество тоже очень в духе этой эпохи.

В 1506 г. строительство собора Святого Петра началось по плану архитектора Браманте. Его проект предусматривал сооружение в форме греческого креста. Браманте около десяти лет руководил строительством, уже там что-то было даже заложено, но потом он умер. После его смерти строительством занимается Рафаэль. Он возвращается к латинскому кресту, потому что первая базилика была, конечно, в форме латинского креста.После Рафаэля к работам были привлечены Бальдассаре Перуцци и Антонио Сангалло, а в 1546 г. во главе строительства был поставлен Микеланджело. И Микеланджело опять приходит к идее равноконечного креста.

Купол Микеланджело

Но главная заслуга Микеланджело вовсе не в плане, потому что потом опять перешли к латинскому кресту, как более соответствующему латинской форме храма. Больше всего Микеланджело потрудился над проектом купола. Он спроектировал купол. Он не успел его довести до конца, но все-таки его проект купола претерпел меньше изменений, чем его наземная часть.

Купол, который мы видим, в большей степени принадлежит именно Микеланджело. Единственное, что осуществлявший уже само строительство Джакомо делла Порта чуть-чуть вытянул его. Я думаю, Микеланджело ориентировался на флорентийский купол Санта-Мария-дель-Фиоре. Такие же ребра, такая же конструкция двойного каркаса внутри этого купола. Но, как сказал один философ, если купол Санта-Мария-делла-Фиоре как бы угадан, то этот купол абсолютно геометрически выстроен. Он, конечно, имеет более жесткие очертания и более жесткую конструкцию. Купол приобрел эллипсовидную, яйцевидную форму. Микеланджело хотел, конечно, ближе к полусфере. Купол покрыт свинцовыми пластинами, имеет шестнадцать каменных ребер, сходящихся у фонаря. Повторю, конструкция действительно восходит к тому гениальному решению, которое когда-то придумал Брунеллески, но здесь уже новый этап, были использованы какие-то даже новые инженерно, может быть, более продвинутые вещи.

Как я уже сказала, спорили несколько планов. Одни хотели равноконечный крест, где купол бы доминировал, другие вытягивали этот крест как латинский. Победила форма с латинским крестом, современный вид этого собора сверху показывает, что он в форме латинского креста. Для купола Джакомо делла Порта все-таки придерживается конструкции Микеланджело. Единственное, что потом включается еще один архитектор, Виньола, уже достраивающий собор сверху, и из четырех предусмотренных куполов… А представим, что если по замыслу Микеланджело это греческий равноконечный крест с куполом и четырьмя малыми куполами – это практически крестово-купольная базилика, которая восходит к греческим храмам. Опять же чтобы уйти от этой греческой конструкции, архитектор Виньола оставляет из четырех малых куполов только два.

Фасады собора

Современный фасад собора вообще выполнен в барочном стиле. Заканчивал его Карло Мадерно уже в XVII в. Он обшивал собор травертином и сделал перед входом галерею. По указанию Павла V он удлинил восточную ветвь креста, пристроил трансепты и т.д. Предполагалось, что здесь будут еще две кампанилы. Может быть, поэтому не достраивали два купола, которые должны были быть ближе ко входу. Но кампанилы не были построены. Есть рисунки, где с боков изображены две такие башни.

Чуть позже над недостроенными боковыми частями фасада сделали вот такие часы с мозаичным циферблатом и обрамлением уже почти в стиле рококо. Эти часы установил Джузеппе Валадье. Так что здесь, как видите, больше десятка мастеров работали над созданием вот этого удивительного сооружения.

Вернемся к фасаду, потому что фасад с колоннадой увенчан еще фигурами, скульптурами. Это тринадцать статуй – статуя Христа, одиннадцать апостолов и святой Иоанн Креститель. Отсутствует апостол Петр – мы увидим, что его статуя будет поставлена перед фасадом. И на фасаде надпись: «В честь первоапостола Павел V Боргезе, римлянин и верховный понтифик, сделал это в год 1612 и седьмой год своего понтификата». Т.е. эта надпись была сделана когда было завершено строительство собора.

Перед собором установлены две фигуры: статуя Петра… Но это уже в гораздо более позднее время. Естественно, Петр с ключами, это его атрибут, его символ. Это уже статуя XIX в. И статуя Павла с мечом. Его атрибут – меч. Он здесь не виден, он отбит. Текст, свиток и меч. Это уже другой скульптор, Адамо Тадолини. Интересно, что здесь должна была стоять другая статуя, но ее перенесли потом к собору Сан-Пауло-фуори-ле-Мура. Еще одну статую святого Петра мы потом увидим внутри собора.

В собор первоначально вели шесть дверей, сейчас их пять, три центральные и две боковые. Главной дверью прежде была Порта Региа, т.е. «царские врата», предназначалась она для императоров и королей, а также для пап. Ее также называли еще и Порта Аргентиа – «Серебряные врата». Первой дверью справа была Порта Романа – предназначалась она для жителей Рима, а вторая дверь была Порта Гвидония – для иностранцев. Еще была Порта Санкта, т.е. «Святая дверь», мы о ней еще поговорим, Порта Равеньяна – для жителей епархии Санта-Руфино и Трастевере, т.е. области, находящейся за Тибром, и Порта Людичи – для похорон. Т.е. каждая дверь для чего-то или для кого-то была предназначена. Ну, сейчас мы на фасаде увидим три двери, и две боковые, наверное, практически всегда закрыты.

Святые врата и Врата смерти

Вот есть сейчас центральные врата, они называются Святые, и как раз они открываются очень редко. Они замурованы, открываются только в юбилейные святые годы. Изнутри собора к ним прикреплен бронзовый крест и небольшой ящичек, в котором хранится ключ. В святой год этот ключ достают и отпирают им дверь. Что такое святой, или юбилейный год? Его впервые ввел папа Бонифаций VIII в 1300 г., чтобы праздновать столетние юбилеи. Мы знаем, что в Европе к датам относились особо. Например, в 1000 г. ждали конца света, еще в какие-то годы ждали конца света. В 7000 г. от сотворения мира ждали конца света, и т.д. И вот, наверное, чтобы перебить эти апокалиптические настроения, папа назначает как бы великий год, столетний юбилей. Папа обещает отпущение всех грехов тем пилигримам, которые совершат покаянное паломничество в Рим, войдут через эти двери, исполнят епитимью и в течение 15 дней будут посещать базилику Петра и базилику святого Павла – главных апостолов. Для жителей Рима этот период увеличился до 30 дней, поскольку им меньше нужно было идти до Рима, они тут же, в этом Риме, находились. Этот обычай так понравился, что со временем его разбили на 50 лет, т.е. уже юбилейными годами стали считаться каждые 50 лет. Затем ввели период в 33 года – возраст Христа, а с 1470 г. отмечают святой год каждые 25 лет. Так вот, эти врата открываются каждые 25 лет.

Святые врата находятся справа. Слева – Врата смерти. А центральные получили название – мы говорили, что в Средневековье они назывались по-другому – они получили название Дверь Филаретта. Это бронзовая дверь, которая была перенесена из старой базилики. В старой базилике были те самые шесть дверей, и это была одна из сохранившихся дверей старой базилики, т.е. это дверь, которая древнее самого собора. Она была заказана архитектору Антонио Филарете папой Евгением IV, он работал над ней 12 лет. В верхней части фигура Спасителя, Богоматери на троне, в середине святые Петр и Павел, в нижних клеймах можно видеть разные сцены. Тут есть и римские мифы – Ромул и Рем, Леда и лебедь, античные мифы, и т.д. Над дверью помещается мраморный барельеф, где Иисус вручает Петру ключи от рая. Т.е. как бы храм Святого Петра, мы в него входим, и практически мы уже в преддверии рая.

А крайний левый портал – Врата смерти. Они названы так, потому что через эти двери обычно выходили похоронные процессии. Раньше они назывались Порта Людичи, т.е. «врата, через которые вносили или выносили умерших». Сейчас это самые молодые врата, потому что рельефы на них сделал знаменитый итальянский архитектор Джакомо Манцу. Сделал он их в 1940-60-х годах. В 1947 г. папа Пий XII объявил конкурс на создание новых врат. Победителем этого конкурса стал очень известный, можно сказать, современный, по крайней мере скульптор XX в. Джакомо Манцу. Он сделал десять сцен, они выражают образы смерти. Тут и смерть Спасителя, и смерть апостолов, и т.д. Очень выразительна здесь фигура папы Иоанна XXIII, «Доброго папы», как его называли.

Галереи собора

Когда мы входим, подходим к вратам, мы оказываемся в такой галерее, в которой еще обозначены две статуи. Одна из них – конная статуя Карла Великого, другая – статуя Константина. Но это, конечно, уже более поздние произведения, уже не ренессансные. Карла уже в XVIII в. создал Агостино Корначчини, императора Константина создал Бернини, т.е. это уже барокко. На самом деле мы как раз видим, как Ренессанс плавно перетекает в барокко, и барокко очень уютно себя чувствует в ренессансном храме, потому что действительно мы будем видеть, что одно из другого очень вытекает.

Здесь есть еще одна такая интересная вещь. Это мозаика Джотто «Навичелла». Она тоже была перенесена из прежнего собора. Ну, от Джотто, правда, здесь мало что осталось. Ее видно, если повернуться спиной к центральной Двери Филаретта, и тогда над аркой портала мы можем увидеть вот эту сохранившуюся от старой базилики, от прежней базилики Святого Петра, мозаику «Навичелла». «Навичелла» по-итальянски – «кораблик». Здесь образ церкви – корабль апостолов, Петр, который идет по волнам к Христу, и Христос берет его за руку и поднимает со словами «Почему ты усомнился?» Ну, поскольку ее переносили, много раз реставрировали, то, конечно, от Джотто тут осталась, может быть, сама идея и какая-то композиция, а все сделано уже практически в XVII в.

В нескольких шагах от центральной двери находится большой круг из порфира, перенесенный сюда из старой базилики. Вот тоже интересная связь. Этим кругом из порфира обозначалось то место, где в рождественскую ночь 800 г. Карл Великий встал на колени перед папой Львом III, который его короновал как императора Священной Римской империи, т.е. первого императора после падения Западной Римской империи, первого императора западного христианского мира.

Интерьеры

Но вот мы входим внутрь собора. Переходя с площади в собор, вы как-то даже не замечаете, что вы оказываетесь в интерьере. Интерьер такой огромный, что кажется, что это огромная площадь, просто перекрытая куполом. Действительно грандиозный собор, весь изукрашенный. Тут и красивый мраморный пол, кессонированный купол и арки.

Здесь нас встречает бронзовая статуя Петра. В некоторых путеводителях она почему-то датирована чуть ли не VI или VII в. На самом деле она создана где-то в XII в. Она считается чудотворной. Как всегда, как у нас тоже это бывает, паломники дотрагиваются до стоп Петра, и она уже вся почти заполирована, даже не видно рельефного изображения пальцев. Ну, такова традиция.

Алтарь, конечно, уже барочный. Мы видим эти формы – образ Святого Духа в такой пышной раме сходит на алтарь, знаменитый балдахин с витыми колоннами.

Но самое удивительное – это, конечно, купол. Купол грандиозен и снаружи, и внутри. Единственное, снаружи его видно, только когда вы очень сильно отойдете от собора. Вблизи фасад настолько велик, а купол отдален – повторяю, несколько раз проект менялся – что снаружи этот купол виден хорошо только издалека. Но внутри, когда вы находитесь под этим куполом, это действительно очень грандиозное впечатление. Он, конечно, не создает такой легкости, ощущения купола, подвешенного, как говорили о Златой Софии, золотыми цепями к небу, но он действительно грандиозен.

Он чуть-чуть, на несколько метров, меньше купола Пантеона. И, конечно, внутри он очень ориентируется на Пантеон. Мы знаем, что купол Пантеона, античного храма всех богов, сделан так, что над всеми богами – отверстие в небо, потому что над всеми богами есть Некто, имени которого мы не знаем, тот самый «неведомый бог», алтарь которому нашел в Афинах, если помните, Павел, и указывал своим языческим согражданам, что он именно этого Бога исповедует. Вот здесь тоже есть возвращение к этому сюжету. Естественно, здесь нет вот этого просвета в небо, но есть свет, который идет от светового фонаря, сделанного над куполом. Т.е. идея та же самая.

Возвращаясь внутрь, нельзя не отметить, что в соборе Святого Петра находится одна из самых знаменитых статуй работы Микеланджело – Пьета. Ее однажды атаковал маньяк, попытался ее разрушить, даже нанес какие-то увечья этой статуе, поэтому сейчас она закрыта бронированным стеклом, но все равно очень хорошо видна в одной из таких маленьких капелл, которых огромное количество в этом соборе. И, конечно, присутствие здесь Микеланджело как-то добавляет особой значимости этому месту. Оно соединяет в себе оба гения Микеланджело – и купол, его архитектурное произведение, и его скульптурное произведение.

Площадь перед собором

Хочется, конечно, сказать и о площади. Помимо того, что собор очень грандиозный, у него грандиозная и площадь. И спроектирована она очень интересно: она спроектирована по образу ключей святого Петра или даже замочной скважины, ее часто так и называют. Площадь проектировал уже в XVII в. Бернини. Это уже архитектор, который принадлежит к эпохе барокко. И действительно, сам собор показывает, как одно из другого вытекает. И не был бы столь грандиозен ансамбль собора Святого Петра, если бы не было вот этой колоннады, этой великой площади.

Колоннада огромная, ее тоже проектировал Бернини. Это двойная колоннада тосканского ордера, даже не двойная – она состоит из четырех рядов параллельных колонн. И сверху 140 статуй святых. Т.е. действительно это вот такое грандиозное, величественное сооружение, гимн римской церкви, римскому гению, католическому миру.

Когда вы входите на эту площадь, как правило, никто не замечает, что там есть государственная граница. Она обозначена белой полосой. Потому что когда мы входим на площадь Святого Петра, мы входим в государство Ватикан. Это, конечно, государство, которое не требует виз и каких-то штампов в паспорте, но тем не менее именно папы-строители, которые создавали вот это величественное сооружение, подчеркивали и особый статус Ватикана как государства в государстве, как царства, стоящего над царствами, как действительно вход в преддверие рая. Ну, насколько это сегодня переживается, мы не знаем, но действительно собор Святого Петра – это величайшее сооружение, строившееся в течение нескольких поколений великими художниками Ренессанса, а завершали его художники барокко.