Чернигов пятницкая. Пятницкая церковь (Чернигов). Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Пятницкая церковь Чернигова (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

В тихом сквере им. Богдана Хмельницкого, неподалеку от детинца стоит небольшая кирпичная церковь необычной архитектуры, полной гармонии и внутренней силы. Ее возвели в 12 веке на медяки, собранные посадскими людьми, в честь великомученицы Параскевы Пятницы, заступницы женщин, семьи и детей.

Кроме семейных ценностей, святая покровительствует еще и коммерции, потому ее храм и поставили посреди городского торга, как тогда называли рынок. Жители Чернигова постоянно украшали и достраивали свою любимую Пятницкую церковь. К 16 веку она окончательно приобрела стиль украинского барокко, а в 1941 г. была практически полностью разрушена авиабомбой. После освобождения города решили восстанавливать подлинный облик церкви без поздних наслоений и переделок. Руководили проектом лучшие специалисты страны по древнерусской архитектуре. Храм собирали буквально по кирпичику, выбирая их из развалин.

Что посмотреть

Вытянутый к небу силуэт церкви напоминает башню. Размер ее основания всего 11 × 13 м. По сути дела, это крепость с толстыми стенами и удлиненными окнами-бойницами на большой высоте. Каменные стены плавно переходят в поддерживающие барабан арки, образующие второй ярус строения. Над ним с внешней стороны надстроен еще и третий ярус «кокошников», набегающих на свод, словно волны.

Внутреннее убранство церкви небогато, но очень душевно. Ее украшают только скромный иконостас и несколько икон на неоштукатуренных стенах. От первоначальной росписи сохранился небольшой фрагмент в оконном проеме неподалеку от входа. Внутри царит умиротворенная атмосфера домашнего храма. Недавно на стене проступил кирпичный крест, выложенный еще первыми строителями и заделанный при последующих переделках.

На задней стороне церкви в стену вмурован небольшой серый булыжник. Люди верят, что если до него дотянуться рукой и потереть, загадав нечто хорошее, то пожелание непременно сбудется. Камень блестит, словно отполированный.

Пятницкая церковь - действующий православный храм, где проходит ежедневное служение на украинском языке.

Практическая информация

Адрес: Чернигов, сквер им. Богдана Хмельницкого. Координаты: 51.4929029, 31.3011155.

Как проехать: троллейбусами №№ 1, 2; автобусами №№ 27, 38, 39, 44 до остановок «Улица Полуботка» или «Улица Шевченко».



Пятницкая церковь - памятник архитектуры конца XII века. Стройное башнеобразное сооружение на территории нынешнего сквера имени Богдана Хмельницкого. Возведена церковь посадскими мастерами за границей окольного укреплённого града рядом с древним торгом. Это одноглавый четырехстолпный храм с лестницей на хоры в западной стене (здесь же, в толще стен, и галереи-ходы, возможно, имевшие оборонительное значение). Центральная часть, увенчанная стройной главой с двенадцатью оконными проемами, раскрыта снизу доверху и благодаря ступенчатым аркам, опирающимся на квадратные со срезанными углами столбы, словно парит в солнечных лучах. Пятницкая церковь - один из уникальнейших памятников зодчества периода Киевской Руси. Возрождена после Великой Отечественной войны в первоначальном виде по проекту П. Д. Барановского.

Пятницкая церковь в Чернигове – уникальное произведение мастеров последнего периода древнерусской архитектуры. Церковь была построена в конце ХІІ – в начале ХІІІ в.в. на Черниговском предградье рядом с торжищем и названа в честь святой Параскевы – Пятницы, покровительницы торговли, сельского хозяйства, семьи.

Современный вид церкви – реконструкция ее в древних формах. В плане почти квадратное четирехстолпное крестовокупольное сооружение. Главная особенность архитектуры храма – оригинальное решение перехода от прямоугольной основы к барабану при помощи трехступенчатых арок – закомар. Эффект движения достигается также и с помощью вертикального членения фасадов, многопрофильными пилястрами, тонкими полуколоннами и широкими лопатками по углам. Окна и арки имеют стрельчатую форму.

Значительное внимание уделено украшению внешнего объема храма. Фасады его украшены горизонтальными полосами меандра, сетчатым орнаментом. Барабан украшает аркатурный пояс с полосою поребрика. Праздничность храму придавали яркие фресковые орнаменты в нишах, в оформлении окон и порталов.

Интересная техника кладки стен Пятницкой церкви – это древнеримская техника строительства “в ящик”. Этой экономичной техникой снаружи и внутри стен идут целые ряди кирпича – плинфы, а промежутки между ее рядами заполнены цемянобетоном.

Динамизм и выразительность присущи как внешнему, так и внутреннему виду храма. Ступенчатым сводам соответствуют внешние арки – закомары. Ступеньки на хоры встроены в толщу западной стены. На уровне хор устроены узкие галереи, которые связаны окнами-бойницами южной стены и северной.

Пятницкая церковь является самым высоким достижением последнего этапа развития древнерусской архитектуры домонгольского периода.

Пятницкая церковь неоднократно разрушалась и перестраивалась. Впервые была разрушена в 1239 г. во время татаро-монгольского нашествия. Перестраивалась в 1670 г. В 1690 г. на западном и восточном фасадах были надстроены барокковые фронтоны, а купол был сделан многоярусным. Координальные изменения произошли в ХVІІІ в. (после пожара 1750 г.) и в ХІХ в., когда к храму были пристроены боковые пределы, а в 1818-20 гг. по проекту архитектора А.Карташевского к западному фасаду была пристроена ротонда-колокольня. Церковь стала семикупольной. Разрушена была в период ІІ мировой войны.

В 1943-1962 гг. были проведены реставрационные работы по проекту известного реставратора П.Барановского. При этом не были восстановлены боковые притворы, пристройки ХVІІІ-ХІХ вв., а ротонда-колокольня была разобрана.

Церковь находится в сквере рядом с центральной площадью города, играя роль архитектурного акцента в застройке города.

В древнем граде расположена Пятницкая церковь. Храм назван в честь христианской великомученицы Параскевы, которую канонизировали. Издавна ее почитали как покровительницу торговли. Церковь построили возле Торга (торговой площади), и много веков она остается действующим религиозным храмом. На долю святыни пришлось немало испытаний, ее не раз уничтожали. Однако сейчас храм Параскевы Пятницы восстановлен, наведаться сюда может каждый желающий.

История храма

Пятницкая церковь в Чернигове была возведена в конце 12 - в начале 13 века. Ученые предполагают, что храм построили на средства состоятельных купцов, или же деньги пожертвовал князь Игорь - герой «Слова о полку Игореве».

За свою долгую историю Пятницкая церковь несколько раз была разрушена, а потом снова восстанавливалась. Впервые ее перестроили в 1670 году - деньги на замену кровли дал казацкий полковник Василий Дунин-Борковский. В результате реконструкции 1676 и 1690 годов здание приобрело черты украинского барокко. Храм также восстанавливали после пожара в 1750 году. Наибольший ущерб святыне был нанесен в годы Второй мировой войны (1943 год), когда взрыв авиабомбы разрушил ее наполовину. В 1962 году церковь снова отстроили. Реставратор Петр Барановский работал над восстановлением черниговского храма целых 17 лет. Сегодня церковь можно увидеть в ее первоначальном виде.

Пятницкая церковь в Чернигове - православный храм расположенный в Чернигове. Построенный в конце XII - начале XIII века на черниговском посаде возле рынка на средства купцов.

Назван в честь Святой Параскевы Пятницы, которая была покровительницей торговли и купцов. Есть предположение, что церковь была построена на средства князя Игоря - героя «Слова о полку Игореве», по другой версии - церковь построили на средства богатых купцов.

История

Первое упоминание о реставрации храма датируется 1670 годом, когда на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского была сделана новая кровля. В 1676 и 1690-х pp. им же была проведена полная реставрация и перестройка церкви в стиле украинского барокко. Предположительно, работы велись под руководством архитектора Ивана Зарудного. После реставрации церковь приобретает вид семибанного храма с барочными фронтонами (на восточном фронтоне очерчивался герб гетмана Ивана Мазепы). В XVII веке, церковь была центром пятницкого женского монастыря, который располагался близ городского рынка на Пятницком поле. Сооружения монастыря составляли срубные кельи, а от рынка его отделяла деревянная стена.

В 1750 году в монастыре произошел пожар, от которого пострадала и церковь. В 1755 году храм был восстановлен, а также к нему были пристроены барочные пристройки, над которыми были сделаны небольшие грушевидные купола.

В 1786 году, по указу Екатерины II, в ходе секуляризации, пятницкий женский монастырь был ликвидирован, а все деревянные постройки разобраны (Пятницкий монастырь на 1786 год, по описанию Афанасия Шафонского, состоял из Пятницкой церкви, трапезной деревянной церкви Иоанна Предтечи, деревянной колокольни, которая размещалась над воротами).

В 1818-1820 годах построена двухэтажная колокольня (архитектор А. Карташевский; в 1962 г. колокольню разобрали). В колокольне некоторое время существовал храм Святого Прокопия. После закрытия монастыря на его месте хотели создать народное училище, но эти планы не осуществились. С 1820-х годов на территории бывшего Пятницкого монастыря находились торговые лавки и ряды.

Высокая баня, обилие лепных украшений, правильные пропорции храма, дают основания отнести сооружение к стилю украинского барокко XVII-XVIII веков. Необычной была лишь его центрическая ступенчатая композиция. Исследователи (Горностаев, Лашкарев и другие) предполагали, что под барочным убранством скрыты формы древнерусского здания, однако каждый высказывал мнение, что постройка была или разрушена до половины и отстроена в XVII веке, или часть старых материалов использовалась при ремонтах стен и крыш (ни один не догадывался что древнерусская постройка существовала в своем первоначальном виде, однако была значительно искаженная пристройками).

На 1916 год церковь имела землю с погостом в 633 квадратных сажени. На территории находились два деревянных дома для церковнослужителей, кирпичные лавки, которые сдавались в аренду. Действовала церковная библиотека, насчитывавшая 200 книг. При церкви функционировали два учебных заведения. Приход составлял 91 двор - 963 человека обоих полов и разного социального положения: 195 дворян, 36 человек духовенства, 542 крестьянина, 43 воина.

Разрушения и реставрация

25 сентября 1943 года храм был разрушен. Во времена СССР, официальной была версия об уничтожении памятника немецкими войсками в 1941 году при авиаударах по Чернигову. Однако, как свидетельствуют фотографии, храм оставался невредимым на протяжении всего периода оккупации города. По материалам черниговских историков, бомба была сброшена на руины дома, что стоял через дорогу от церкви. От ударной волны были повреждены большинство пристроек храма.

В декабре 1943 года, в Чернигов приехал выдающийся советский исследователь древнерусского зодчества Петр Дмитриевич Барановский. На то время, от Пятницкой церкви остались только алтарная часть, два восточные столба, часть северной стены и восточная часть с остатками арок и основанием купола. Практически неповрежденном оставалась также ротонда-колокольня 1820 года.

По воспоминаниям А. К. Адруга, доцента кафедры этнологии, археологии и краеведческо-туристической работы института истории, этнологии и правоведения им. Лазаревского, осенью 1943 года встал вопрос о сносе руин храма. О таких планах вспоминает также черниговский краевед и архитектор А. А. Карнабида. Барановский прибыл в Чернигов в составе комиссии для определения ущерба от преступлений оккупационных властей на территории СССР. Сразу же внимание его было обращено к пятницкой церкви. Администрация города, ссылаясь на «незначительную историческую ценность здания» решила разобрать церковь и расчистить тем самым место для будущей запроектированной площади Победы. Однако, оказалось, что сооружение принадлежит не к постройкам XVII века, как утверждалось в источниках, а к сооружениям эпохи Киевской Руси. Исследования памятника, проведенное Барановским, дали неожиданные результаты. Церковь совсем не была похожа на известные древнерусские сооружения. Все свидетельствовало о том, что это памятник нового архитектурного стиля, который сформировался на Руси в конце XII века, во времена «Слова о полку Игореве».

Был объявлен конкурс на лучший проект реставрационных работ с целью восстановить храм в первоначальном виде. Кроме Барановского, в конкурсе также принимал участие Холостенко. В течение 1943-1955 годов Барановский вместе с архитекторами Асеевым, Игнаткиным, Холостенко исследовали Пятницкую церковь. В 1955-1962 годах продолжались основные реставрационные работы, выполненные мастерами Самойловой, Лапой, Куксой и другими, под авторским руководством Барановского при участии Холостенко. Утраченные части храма восстанавливались за счет фрагментов стен, найденных при разборе завалов. Также, по периметру тщательно собирали древнерусскую плинфу, а для компенсации недостатка оригинального кирпича на черниговском кирпичном заводе был создан отдельный цех, где начато изготовление шести разновидностей плинф с оригинальных образцов. Благодаря этому, реставраторам удалось с большой достоверностью воспроизвести все формы строения - одного из самых выдающихся памятников древнерусской архитектуры. Последующие исследования открыли много других сооружений этого архитектурного стиля. В 1962 году, по распоряжению главного архитектора города Сергиевского была снесена колокольня. После завершения внутренних работ по реставрации пола по проекту Холостенко в 1972 году, Пятницкая церковь была открыта как музей.

С 1972 по 1989 год в церкви действовала экспозиция «Пятницкая церковь - памятник древнерусской архитектуры и искусства XII века». С 1991 года Пятницкая церковь - действующий храм.

В начале 2000-х годов было сделано интересное открытие: советские реставраторы заштукатурили вымощенный кирпичом в стене крест, датируемый концом XII - началом ХІІІ веков. Ныне крест расчищен.

Архитектурные особенности

Церковь небольшая по размерам (16?11,5 м в плане), с четырьмя восьмигранными столбами внутри, тремя апсидами, высокой главой, с изысканной и гармоничной композицией. В отличие от статических форм сооружений предыдущих времен, нынешняя композиция пятницкой церкви является динамической, ее стены стремительно нарастают вверх тремя рядами арок над основным объемом. Вертикальность сооружения подчеркивается профилированными пилястрами. Вертикальные и криволинейные элементы, которые доминируют в композиции, уравновешиваются горизонтальными ярусами окон второго этажа, пасами декоративных ниш разной формы и масштаба, меандровым фризом, напоминающим архитектуру XI века, сетчатым орнаментом на апсидах. Вертикальные профилированные пилястры на разных высотах завершаются карнизами. Розовый цвет стен сочетается с белыми штукатуренными декоративными нишами и разноцветными орнаментами на порталах.

10 ноября по новому стилю православными почитается великомученица Параскева Пятница. В годину тяжелых испытаний Русского Православия на территории Украины, когда раскольники-самосвяты, униаты, опираясь на боевиков-нацистов, захватывают во многих регионах храмы канонической УПЦ МП, избивают священников и прихожан, мы напомним об одной из величайших храмовых жемчужин Древней Руси, шедевре русской и мировой храмовой архитектуры — Пятницкой церкви в Чернигове.

В 70-ю годовщину освобождения УССР от немецко-фашистских захватчиков начнем воспоминания о судьбе этого собора с 1943 года, ибо возрождение его в новейшей жизни началось именно тогда - буквально в первые дни после того, как оккупантов выбили из Чернигова.

Чернигов, один из старейших городов Руси, некогда столица Северского княжества, где сохранилось значительное количество архитектурных памятников древности, был подвергнут немцами в дни Великой Отечественной войны жесточайшей бомбардировке, имевшей целью стереть город с лица земли. При этом погибли музеи, исторические и художественные ценности и архивы, жестоко пострадали от огня все архитектурные памятники, среди которых наиболее был поврежден собор Пятницкого монастыря.

Пятницкая церковь перед Великой Отечественной войной

Разрушенный храм Пятницы Параскевы

В акте Чрезвычайной государственной комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков и их сообщников и причинённого ими ущерба гражданам, колхозам, общественным организациям, государственным предприятиям и учреждениям СССР от 15-21 декабря 1943 г. были описаны следы жутких злодеяний и разрушений. В частности, было отмечено: «Пятницкая церковь конца XII - начала XIII века — один из самых редких и замечательных памятников древнерусского искусства великокняжеской эпохи, сожжен немецкими зажигательными снарядами в части кровель и внутри здания при бомбардировке 23 августа 1941 года, а затем разрушен фугасными бомбами 25 сентября 1943 года: обрушилась глава, большая часть сводов, два западных пилона и большая часть западной и южной стен».

Эволюция внешнего вида храма с XII в. Рис. А.А. Карнабеда

Как замечает архитектор-реставратор А. Л. Карнабед в статье «Возрождение черниговской “Пятницы”», в акте указывались также разрушения, причиненные и другим уникальным сооружениям Чернигова, в том числе Спасскому (нач. XI в.), Борисоглебскому и Успенскому (XII в.) соборам. Акт подписали эксперт Чрезвычайной комиссии П. Д. Барановский, украинский архитектор Ю. С. Асеев и старший научный сотрудник Черниговского исторического музея А. А. Попко.

П.Д. Барановский

Петр Дмитриевич Барановский (1892 - 1984) — москвич, уроженец смоленского села, подвижник архитектурной реставрации, в целом 70 лет отдавший восстановлению, спасению и реставрации памятников древнерусской архитектуры, — тогда стремительно примчался на помощь древнему Чернигову.

На счету Барановского спасение храма Василия Блаженного, основание музеев в Коломенском и Спасо-Андрониковом монастыре, обмеры в 1936 г. рушимого Казанского собора на Красной площади (именно по ним храм был воссоздан в начале 1990-х).

Барановский прибыл в Чернигов 23 сентября 1943 г., через день после освобождения города. А три дня спустя на его глазах немецкий пикирующий бомбардировщик прицельно разбомбил древний Пятницкий собор. Рассказывают, что полутонный фугас расколол храм, и без того изрядно выгоревший изнутри. Ученый первым из специалистов оказался у руин. А затем - без малого двадцать лет (!) - Барановский реставрировал "Пятницу", возвращая ей первозданный вид. Между прочим, настояв на том, что восстанавливать следует не купол Растрелли, а изначальный, древнерусский.

Очевидец говорил: «Надо было видеть Петра Дмитриевича в момент исследования “Пятницы”: готовые вот-вот рухнуть остатки стен — и взбирающегося на них человека!»

П.Д. Барановский со студентами на реставрации Пятницкой церкви

Работы по восстановлению храма

Перечислим шедевры Киевской и Черниговской Руси, которые спасал Петр Барановский. По его же краткому перечню: «1943 г. Успенский Собор Киево-Печерской лавры XI в. Фиксация и проектные предложения по консервированию руин и реставрации; 1943, 1944 гг. Киевский Софийский собор 1037 г. (не имевший званий и титулов П. Барановский тогда был назначен председателем комиссии по реставрации от Академии архитектуры УССР); 1945 г. Исследование древней алтарной преграды Софийского собора и проект ее реставрации; 1943 г. Чернигов. Собор Борисоглебского монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и эскизный проект консервации; 1943 г. Чернигов. Собор Елецкого монастыря XII в. Исследование, эскизный обмер и проект консервации; 1943, 1945 1944 г. Киев. Храм Богородицы Пирогощей 1131 - 1136 гг. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г.; 1944 г. Киев. Храм Василия на Перуновом холме 1184 г. Исследование и опыт проекта реконструкции по материалам частичной фиксации перед разборкой 1936 г. (не существует)».

Его перу принадлежит исследование «Собор Пятницкого монастыря в Чернигове». Оно было опубликовано в 1948 г. в книге «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками», изданной под редакцией И. Э. Грабаря.

В нём П. Барановский отмечал: «Собор Черниговского монастыря, больше известный под названием Пятницкой церкви на Красной площади (иначе на Старом базаре, или же на Пятницком поле), принадлежит к числу тех памятников древнерусской архитектуры, которые вследствие позднейших крупных перестроек настолько изменили свой облик, что под новой внешностью почти невозможно разглядеть их подлинные черты, определяющие характерные особенности эпохи и стиля. Варварское разрушение Пятницкого храма немцами при их вторжении и бомбардировке Чернигова предварило постановку научно-исследовательской проблемы изучения этого памятника, навсегда лишив возможности видеть его в облике конца XVII в., а также возможности научно раскрыть и реставрировать его во всех подлинно сохранившихся частях более глубокой древности. … Сохранившиеся руины памятника, представлявшие как бы диагональный разрез его с северо-западного угла к юго-восточному, давали возможность детального аналитического исследования здания в отношении его конструкций, характера материалов и техники. Руины представляли собой сложнейший конгломерат кирпичных кладок различного времени и характера».

Прежде всего, исследовательское внимание и интерес реставратора привлекло то обстоятельство, что все основные конструктивные элементы здания до самого верха, включая и своды, и основание главы, были сложены, в опровержение всех вышеуказанных литературных утверждений прошлого, из одинакового материала — плинфов, характерных только для домонгольской эпохи. Ступенчатые своды, сохранившиеся после обвала с восточной и северной сторон, столь не свойственные русской архитектуре домонгольской эпохи (по сложившимся в нашей науке за 100 лет представлениям), были сложены из того же древнего кирпича.

Специалисты считают, что работа Барановского по исследованию и реставрации Пятницкой церкви в Чернигове открыла новую главу в истории русской архитектуры. Памятник этот, как доказал Петр Дмитриевич, - сверстник «Слова о полку Игореве», один из первых непревзойденных образцов собственно русского зодчества. Барановский был убежден, что памятник, восстановленный во всех частях, говоря словами древнего летописца, «на диво удобренных украшениях», будет в изобразительном искусстве нашего народа таким же глубоко национальным немеркнущим светочем, как и «Слово».

Собор Пятницкого монастыря, утверждал Барановский, должен отныне занять не только хронологически наиболее раннее место, но и высшее — в системе развития форм русского зодчества раннего периода XI-XIII вв.

Стоящий на вершине разрушенной татарами большой культуры Древней Руси храм представляет, по мнению исследователя-реставратора, ясно выраженную отправную точку, с которой началось развитие национального творчества Московской Руси.

Барановский утверждал: Пятницкий храм, являясь в настоящий момент для нас новым и совершенно оригинальным, по противоречию со сложившимся представлением о русской архитектуре, поражает явной связью с памятниками и Сербии, и Москвы XIV-XV вв., и с такими вершинами русского зодчества, как Вознесенский храм в Коломенском, и особенно с деревянными русскими храмами. В этой многообразной связи Пятницкий храм является первым великим произведением нового стиля, ярко выраженного творческого гения русского народа.

Действительно, возникновение такого памятника, как Пятницкий храм, является органически закономерным событием именно в Южной Руси, где естественно создавались взаимодействия различных культур на перекрестке путей: из северо-восточной Залесской Руси в Западную Европу через Галич и из северо-западной Новгородской Руси в Византию и на Кавказ через половцев. Чернигов в XII в. был не меньшим культурным центром, чем Киев.

Волновал Барановского и общеславянский контекст. Ученый утверждал: «Не без основания же летописец сказал на первых страницах “Повести временных лет”: “Там ведь Иллирик, до которого доходил апостол Павел; тут сперва были славяне... А славянский народ и русский - один”».

Барановский сделал предположение, что зодчим Пятницкого храма мог быть «приятель» Рюрика Ростиславича - «художник и мастер непростой» Милонег-Петр. Который, по словам летописца, постройкой Выдубицкой стены Михайловской церкви Выдубицкого монастыря, ставшей княжеской усыпальницей семьи князя Всеволода Ярославовича, совершил «дело, подобное чуду».

«Он же мог и в Овруче построить Васильевскую церковь в ранние годы деятельности Рюрика, — полагал Барановский, — и в Белгороде не дошедшую до нас необычайную по высоте и на удивление украшенную церковь Апостолов, и церковь Васильевскую в Киеве на дворе княжеском, а через 5-10 лет после Выдубицкой стены построить к концу жизни Рюрика и его княгини-монахини церковь в Черниговском Пятницком монастыре. ... Исходя из высоких достоинств памятника, раскрывшегося перед нашими глазами в процессе его исследования, мы могли бы обратить к нему те же слова, которыми летописец выразил свою похвалу белгородскому храму: “Высотою же и величеством и прочим вдивь удобрена, по Приточнику глаголящему: вся добра возлюбленная моя и порока несть в тебе”».

Пятницкая церковь до 1917 года (слева) и после восстановления (1962 г.)

По проекту Барановского церковь Пятницы Параскевы была отстроена заново к 1962 г. Рассказывали, что послевоенный главный архитектор Чернигова П. Ф. Букловский требовал не восстанавливать разрушенные храмы, а, наоборот, снести руины, чтобы не портили вид и не мешали благоустройству территории. Слава Богу, специалисты-доброхоты, энтузиасты и патриоты этого не допустили. Барановский даже добился того, чтобы на одном из кирпичных заводов Чернигова началось производство плинфы по древнерусским образцам, и храм восстанавливался именно в тех формах, в которых был построен.

Увы, не удалось, как чаялось многим, сохранить храмовую колокольню, возведенную в начале XIX в. Антоном Карташевским и ставшую неотъемлемым элементом Пятницкой церкви, ее архитектурно-пространственного ансамбля.

А. Л. Карнабед подчеркивал: «В то время как не только Барановский, но и такие известные ученые, как М. К. Каргер, Г. Н. Логвин, Г. М. Штендер, Ю. А. Нельговский доказывали необходимость “сохранить колокольню как сооружение, которое дает представление о характере архитектуры комплекса до его реконструкции и содействует лучшим условиям эксплуатации и экспозиции основного памятника”, местные геростраты — начальник облотдела по делам архитектуры Гребницкий и главный архитектор города Сергиевский сделали свое дело: историческая среда была уничтожена. Нет колокольни, нет церковной ограды, нет кургана-памятника».

На баланс как «восстановленная в соответствии с проектом реставрации» Пятницкая церковь была принята 1 января 1963 г.

Но простояла закрытой до начала 1967 г., когда вместе с другими десятью памятниками архитектуры Чернигова XI—XIX вв. постановлением Совета Министров УССР была передана в Черниговский государственный архитектурно-исторический заповедник, бывший до 1979 г. филиалом киевского заповедника «Софийский музей».

В Чернигове заповедник начал работать с 1 августа 1967 г. Со следующего года здесь велась подготовка эскизов, а затем рабочего проекта музейной экспозиции «Пятницкая церковь — памятник архитектуры конца XII - начала XIII в.».

Проект музейной экспозиции в Пятницкой церкви, для которой П. Барановским в 1968 г. было передано значительное количество находок 1943-1961 гг., был разработан им же с учетом формирования музея в три этапа. В числе находок - плинфы со знаками (метками и клеймами), фрагменты фресковых штукатурок, архитектурно-строительной и гончарной керамики, изделия из цветного и черного металла, фрагменты стекол древних оконниц.

В 1947-м Барановский в автобиографии отмечал свои черниговские заслуги с присущей ему скромностью: «Из творческих работ последних лет заслуживают быть отмеченными работы по исследованию, сохранению и реставрации Пятницкого собора в Чернигове (XII в.), произведенные осенью 1944 -1945 годов от главного управления охраны памятников и давшие новые, весьма важные данные для истории русского искусства».

Сегодня черниговский храм Пятицы Параскевы, к сожалению, занят украинскими «автокефалами». Помнят ли эти гордые и заблудшие сектанты, что спасению шедевра древнерусской церковной архитектуры обязаны русским людям, и прежде всего смоленскому москвичу подвижнику и радетелю Петру Дмитриевичу Барановскому?

Архивные фото из книги «Петр Барановский. Труды, воспоминания современников». М., «Отчий дом». 1996.