Забудьте герострата! храм артемиды эфесской. Что такое комплекс Герострата? Кто в древней греции сжег храм

Его имя помнили потомки. Наказанием стала казнь и как высшая мера наказания - приказ о его полном забвении. Для этого были наняты специальные глашатаи, которые в продолжение многих десятков лет разъезжали по всей Греции и объявляли следующее распоряжение: «Не смейте помнить имя безумного Герострата, сжегшего из честолюбия храм богини Артемиды».

Но древнегреческий историк Феопомп , рассказавший о преступлении Герострата, сохранил для потомков и его имя. Позднее труды Феопомпа, сохранившиеся в отрывках, стали основой для работы позднейших историков (Страбона, Авла Гелия, Валерия Максима), также рассказывавших о поджоге храма Артемиды и соответственно о самом преступнике. Таким образом, Герострат добился своего: приобрёл бессмертную, пусть и позорную, славу - славу Герострата.

На месте сожжённого храма жители этого города построили новый храм Артемиды Эфесской, названный «чудом света».

Отражение в культуре и литературе

Выражение «Геростратова слава» стало крылатым, обозначая славу, равную вечному позору; постыдную известность человека, который прославился только путём разрушения того, что создано другими. Выражение существует в разных вариантах и словосочетаниях: «Геростратова слава», «лавры Герострата», «стяжать лавры Герострата».

Также деяние Герострата нашло отражение в литературе. В 1939 году был опубликован сборник новелл «Стена» французского философа и писателя Жана-Поля Сартра , где одна из новелл носит название «Герострат».

Литература

  • Герострат (англ.) . - в Smith "s Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology.

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Персоналии IV века до н. э.
  • Персоналии:Древняя Греция
  • Родившиеся в Греции
  • Вандалы
  • Метафоры

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Герострат" в других словарях:

    - (греч.). Эфесский уроженец, сжегший в 365 г. до Р. Х., великолепный храм Дианы в Эфессе для того только, чтобы чем нибудь приобрести себе известность. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГЕРОСТРАТ грек … Словарь иностранных слов русского языка

    См. честолюбец Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. герострат сущ., кол во синонимов: 2 … Словарь синонимов

    Грек из г. Эфес (М. Азия), сжег в 356 до н. э., чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой … Большой Энциклопедический словарь

    - (Herostratus, Ηρόστρατος). Разрушитель эфесского храма Артемиды с целью прославиться (356 г. до Р. X.). Действительно, история сохранила его имя. (Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт Петербург, издание А. С. Суворина … Энциклопедия мифологии

    Герострат - ГЕРОСТРАТ, древний грек из города Эфес (Малая Азия), сжег в 356 до нашей эры, чтобы обессмертить свое имя, храм Артемиды Эфесской (одно из 7 чудес света). В переносном смысле честолюбец, добивающийся славы любой ценой. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I. (иноск.) безумный истребитель произведений искусств Ср. Вы так добродушно напали на Пушкина, что мы никаким образом не можем принять вас за ярого Герострата. Достоевский. Крит. ст. 3, 1. Ср. Только в исходе минувшего столетия некоторые… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

    А; м. [греч. Herostratos] [с прописной буквы] ◊ Лавры, слава Герострата. Тот, кто добивается славы, известности любой ценой, не останавливается перед бессмысленным разрушением, уничтожением чего л. ● По имени грека из г. Эфеса, сжёгшего в 356 г.… … Энциклопедический словарь

    Герострат - (греч. Herostratos) (IV в. до н.э.) грек из Эфеса (Малая Азия). Жажда славы толкнула его на поджог в 356 г. храма Артемиды, который считался одним из 7 чудес света. Имя Г. по решению жителей города было предано забвению, однако о нем упоминает … Античный мир. Словарь-справочник.

    Герострат - а, м. 1) Грек, который в 356 г. до н. э. сжег храм Артемиды в г. Эфес (Малая Азия). 2) перен. Честолюбец, добивающийся славы любой ценой. Этимология: Греческое Hērostratos. Энциклопедический комментарий: Храм Артемиды Эфесской считался одним из … Популярный словарь русского языка

    ГЕРОСТРАТ - Житель Эфеса, в котором находился храм Артемиды, считавшийся одним из семи чудес света. Чтобы прославиться, в 356 до н. э. Герострат сжег этот храм … Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

В ночь на 21 июля 356 года до нашей эры в греческом городе Эфес произошёл крупный пожар. Потрясённые жители обнаружили, что огонь уничтожил их главную гордость — храм Артемиды Эфесской.

По горячим следам был задержан предполагаемый виновник пожара. Подозреваемый оказался местным жителем по имени Герострат.

Культ Артемиды был развит в Эфесе и приносил не только моральное удовлетворение, но и финансовый доход. Эфес был, говоря современным языком, центром религиозного туризма. Поклонники Артемиды стекались к храму в её честь со всей Греции, пополняя казну Эфеса и обогащая местных жителей.

Святилище Артемиды на месте будущего храма впервые появилось ещё в VIII веке до нашей эры, а строительство большого храма началось в первой половине VI века до н. э. и продолжалось около столетия.

Среди тех, кто финансировал строительство храма на начальном этапе, был и известный «древнегреческий олигарх» — царь Лидии Крез, который был одним из богатейших людей древней истории.

О внутреннем убранстве храма Артемиды Эфесской известно не так много. Известно только, что в создании скульптурного убранства храма принимали участие лучшие мастера греческого мира, а статуя богини Артемиды была сделана из золота и слоновой кости. Но даже те, кто видел огромный храм из белого мрамора снаружи, восхищались его великолепием.

Модель храма Артемиды Эфесской в Турции в парке Миниатюрк. Фото: wikipedia.org

Помимо всего прочего, храм Артемиды Эфесской совмещал функции культового и финансово-делового учреждения. Здесь заключались крупные сделки, велись деловые переговоры, решались «споры хозяйствующих субъектов».

Поджигатель признался под пытками

Покуситься на храм не рискнули даже персы, захватившие Эфес в 396 году до нашей эры. Греки были уверены, что сама богиня лично стоит на страже своего святилища.

Но, видимо, июльской ночью 356 года до нашей эры Артемида куда-то отлучилась…

Многогрудая Артемида Эфесская. Фото: wikipedia.org

Участь виновника пожара была очевидной — простить святотатство и тяжелейший финансовый ущерб городу было совершенно невозможно.

Однако власти Эфеса, да и простых горожан волновал вопрос: зачем Герострат это сделал?

Официальная версия гласит, что Герострат поджёг храм Артемиды, чтобы прославиться. Правда, греческий историк Феопомп утверждал, что признание это Герострат дал под пытками. Исходя из современных законов, это делает признание Герострата ничтожным.

Однако в Древней Греции на презумпцию невиновности смотрели проще — разоблачённого поджигателя казнили, а в качестве дополнительной меры повелели предать его имя забвению.

Пиар-кампания Виктора Максима

В целом древнегреческие историки подчинились и выполнили распоряжение властей, однако нашёлся один, который не сдержался и, несмотря на риск разделить судьбу Герострата, рассказал о том, что на самом деле случилось в Эфесе.

Работы Феопомпа сохранились лишь частично, однако поджог храма Артемиды в Эфесе, описанный им, привлёк внимание римского писателя Виктора Максима, жившего в I веке нашей эры.

Виктор Максим включил поучительную, на его взгляд, историю Герострата в свою книгу, после чего этот сюжет разошёлся по миру, а имя Герострата стало нарицательным.

Если Герострат действительно поджёг храм, а не стал невинной жертвой древнегреческого правосудия, то своей цели он добился — потомки помнят его и спустя два с половиной тысячелетия.

Здесь был Македонский

Что до самого храма, то жители Эфеса бросили все силы на его восстановление. Спустя полвека храм Артемиды Эфесской снова принимал паломников, став лучше прежнего.

На сей раз одним из «спонсоров» строительства стал легендарный завоеватель Александр Македонский. Кстати, по преданию, Александр родился именно в ту ночь, когда Герострат устроил прославивший его пожар.

Александр Македонский на фрагменте древнеримской мозаики из Помпей, копия с древнегреческой картины. Источник иллюстрации: wikipedia.org

Храм Артемиды Эфесской считался одним из семи чудес света. Правда, некоторые историки полагают, что это относится лишь к восстановленному храму, а сожжённое Геростратом святилище было не в пример скромнее. Кое-кто и вовсе высказывает крамольную мысль — поджог, организованный Геростратом, оказал Эфесу услугу, избавив от старого и отжившего своё храма и позволив освободить площадку для нового строительства.

Восстановленный храм Артемиды Эфесской благополучно простоял до 263 года нашей эры, когда он был разграблен готами. Тем не менее храм просуществовал до конца IV века и был закрыт в рамках борьбы императора Феодосия с язычеством. Место храма Артемиды в Эфесе заняла христианская церковь, которая затем также подверглась разрушению.

Слава Герострата оказался прочнее

Затем произошла достаточно типичная для всех времён и народов история — местные жители принялись разбирать стены некогда великого храма на стройматериалы. Так потомки тех, кто пытался предать забвению Герострата, предали забвению Артемиду вместе с её святилищем.

Вид на руины храма Артемиды Эфесской. Фото: wikipedia.org

Прошли столетия. Храм, построенный в болотистой местности, полностью исчез. Лишь во второй половине XIX века археологам удалось в буквальном смысле докопаться до жемчужины античного мира, установив точно место расположения храма. Ещё спустя несколько десятилетий археологи сумели полностью вскрыть покрытый слоем земли фундамент храма Артемиды Эфесской.

Впрочем, как ни крути, одно из семи чудес древности сегодня помнят гораздо хуже, чем имя того, кто его поджёг.

Человеческие амбиции не знают границ. Особенно они опасны, когда проистекают из желания прославиться и обессмертить своё имя. Здесь можно назвать такое имя как Герострат. Именно этот человек совершил страшное святотатство ради призрачной славы и памяти потомков. Он сжёг знаменитый храм Артемиды, находящийся в городе Эфесе. Случилось это в 356 году до н. э. А через 50 лет после этого жуткого события историк Тимей из Ставромения стал утверждать, что храм был сожжён в ту ночь, когда появился на свет Александр Македонский.

Артемида – сестра Аполлона и дочь Зевса. У древних греков считалась богиней охоты и плодородия. Именно ей и возвели храм из белого мрамора на западном побережье Малой Азии в городе Эфесе. Воздвигли величайшее архитектурное творение в первой половине VI века до н. э. В строительстве храма непосредственное участие принимал лидийский царь Крез. Именно он выделил из казны основную денежную сумму.

Храм Артемиды - реконструкция

Храм получился роскошным. Его длина составляла 100 метров, высота достигала 18 метров, а ширина равнялась 50 метрам. Крышу поддерживали 127 колонн. Внутри находилась фигура вечно юной богини, выполненная из слоновой кости. Сандалии на ногах сделали из чистого золота. Населявшие Элладу люди считали за счастье увидеть это величайшее архитектурное творение. Круглый год к храму шли и ехали жители Балканского полуострова и Малой Азии. О храме знали и в Древнем Египет, и в Месопотамии. То есть весь цивилизованный мир того времени искренне восхищался его красотой.

О Герострате, который сжёг это величайшее творение человеческих рук, известно очень мало. Он жил в Эфесе и на момент преступления был совсем молодым человеком. Неизвестен его социальный статус, также ничего не известно о его родителях. Можно предположить, что этот юноша обладал непомерными амбициями. Они и сыграли определяющую роль в его дальнейшей судьбе.

В летнюю ночь (предположительно 21 июля 356 года до н. э.) Герострат проник в храм Артемиды и поджёг его. Каким способом молодой человек осуществил поджёг – покрыто тайной. Но храм сгорел, а на его месте осталось лишь пепелище.

Поджигателя тут же схватили, так как он даже не пытался скрыться. Во время допроса заявил, что совершил преступление ради того, чтобы увековечить своё имя в веках. Герострата казнили и запретили под страхом жесточайшего наказания называть это имя. Запрет распространялся не только на Эфес, но и на другие города Эллады и Средиземноморье.

Герострат развёл огонь в храме Артемиды

Однако среди греков нашёлся человек, упомянувший проклятое жрецами имя. Им оказался историк и оратор Феопомп. Родился он в 380 году до н. э. и являлся современником жуткого события, потрясшего всю Элладу. Он не смог удержаться и упомянул Герострата в одной из своих работ. С трудами Феопомпа внимательно ознакомился историк и географ Страбон, живший в начале I века н. э. Он узнал имя поджигателя и назвал его. Данную информацию получил современник Страбона римский писатель Валерий Максим.

Он, естественно, приукрасил данный образ, наделив его характерными человеческими страстями. А далее настала очередь поэта Публия Овидия, который хорошо знал Валерия Максима. Тот тоже во всех возможных красках описал зловещего молодого человека, наделённого недюжинным самомнением. Таким образом, в самом начале нашей эры о Герострате узнали все, и канувший в небытие поджигатель возродился из пепла, как птица Феникс.

В наши дни это имя известно каждому. Оно символизирует непомерные человеческие амбиции, эгоизм и наплевательское отношение к морали. Герострат ассоциируется с теми людьми, которые совершают преступления ради того, чтобы прославиться. К сожалению, такие личности, хотя и не часто, но встречаются .

Комплекс Герострата - термин, употребляемый в современной психиатрии применительно к лицам, страдающим ощущением собственной неполноценности. Для самореализации и достижения славы они привлекают внимание к своей личности вызывающими агрессивными поступками - разрушают предметы искусства, ценности, общественно полезные объекты, мучают животных и людей.

История термина

Комплекс Герострата получил название по имени прославившегося грека, жившего в четвертом столетии еще до начала нашей эры. Этот обитатель Эфеса в 356 году поджег святилище, выстроенное в честь Артемиды - один из самых прекрасных храмов того времени, справедливо причисленный к Жители города совместно решили, что имя вандала нужно забыть, тем не менее Герострат упоминается в написанной в том же столетии работе за авторством Феопомпа.

Так сложилось, что имя грека стало нарицательным, и сегодня комплекс Герострата - термин, которым принято описывать добивающихся общественного признания любой ценой, не глядя на законы и принятые нормы поведения. Выражение «геростратова слава» имеет ярко выраженный отрицательный характер.

По преданию, событие, которое положило начало наименованию самого явления вандализма в такой форме, произошло в ту ночь, когда родился Александр Македонский.

Когда современные аналитики, психологи пытаются понять, что толкнуло Герострата на такой поступок, многие апеллируют к условиям его жизни. Конечно, простые люди выразятся проще - это ущербный человек, но для науки такое описание неприемлемо. Из истории доподлинно замечено, что Герострат принадлежал к торговцам, не был ни богат, ни знаменит, не имел никаких выдающихся качеств и достижений. Стремление привлечь к себе внимание любой ценой настолько съедало его изнутри, что толкнуло на поступок, вписавший эфесское имя в историю нашего человечества на тысячелетия. Вероятно, знай он, как много последователей пойдут по его стопам, Герострат был бы счастлив.

О терминологии

Слава Герострата - термин, применяемый к отрицательной по своему направлению известности в обществе человека, отличающегося самолюбием и склонностью к разрушению. В широких массах про такого просто скажут «это ущербный человек», а вот более корректное, правильное, вежливое выражение - Герострат.

В настоящее время Геростратом можно назвать того, что бездумно и безосновательно разрушает ценное для общества (неживое, живое).

Группа риска

Не секрет, что люди с комплексом неполноценности в основной своей массе - особы подросткового возраста. Как говорят психологи, этот период характеризуется проявлением рассматриваемого и других комплексов, которые по мере взросления или остаются в прошлом побежденными, или подавляются. Впрочем, в небольшом проценте случаев черта переходит в постоянную, устранить ее практически невозможно, особенно если не прибегать к терапии. Иные говорят, что подростки - это буквально завод производства комплексов, но некоторые из них обусловлены общественным влиянием.

Нередко душевные травмы приводят к довольно характерному поведению: человек демонстративно стремится к разрушению, пытается шокировать общественность своими поступками. Такая манера позволяет выделиться из общей массы и привлечь внимание к себе, заработать славу. Некоторые прибегают к этой манере поведения в надежде заработать симпатию (общественности в целом или конкретного индивидуума). Кстати говоря, к слабому проявлению этого комплекса относится склонность к дракам, риску. Многие психологи твердо убеждены, что комплекс Герострата и вандализм - два тесно связанных между собой понятия.

О чем идет речь?

Комплекс Герострата в психиатрии тесно соседствует с пониманием природы вандализма. При этом говорят о не имеющем смысла разрушении общественных ценностей (культуры, материальных), осквернении объектов. Зачастую страдают общественные места - транспорт, подъезды. Для борьбы с этим явлением даже принимаются законы (впрочем, работающие довольно слабо). Пойманному на месте преступления виновнику (если удается доказать вину) придется уплатить штраф - 50-100 минимальных зарплат. Иногда величина другая, все зависит от конкретного решения суда и заработной платы самого виновного. Могут назначать обязательные или исправительные работы, есть риск оказаться под арестом.

Как видно из статистики, чаще всего разрушительному влиянию агрессивных личностей подвергаются предметы, дома. Во многом это связано с наличием хрупких предметов. Как говорят психологи, душевные травмы побуждают людей на разрушение того, что привлекает внимание именно хрупкостью, слабостью. Одновременно ощущение удовольствия приносит шум, раздающийся во время действия. Процесс становится не просто попыткой привлечь к себе внимание, но и методом получения удовольствия от криков, звона, свидетельствующих о жизненных переменах.

Когда все заходит дальше

Известно немало случаев, когда чувство собственной ущербности толкало людей не просто на порчу имущества, но разрушение чьей-то жизни. Страдают в первую очередь маленькие и беззащитные: домашние питомцы, малолетние дети. В последнее время особенный разгул связан с возможностью публикации материалов в Сети интернет: современный Герострат остается неузнанным, в то время как о его деятельности знает вся планета. Чтобы привлечь к себе внимание, такие люди готовы издеваться и мучительно убивать котят, щенков, детей - словом, всех тех, кто вызывают сострадание у широких масс.

Как выше уже было указано, понятие комплекса неполноценности в большей степени характерно малолетним, нежели взрослым людям. Если проанализировать статистику по случаям проявления комплекса Герострата в Сети интернет, станет ясно: инициаторами зачастую являются именно дети, подростки. А вот взрослые живодеры, садисты не привлекают внимание к своей деятельности. На основании этого психологи говорят: первые ищут признания, в то время как вторые стремятся именно к самому процессу уничтожения живого. Конечно, ни один из мотивов не оправдывает манеру поведения людей, но понимание их логики упрощает поиски виновного и выбор эффективного наказания для защиты окружающих.

Как запомниться окружающим?

Комплекс Герострата - медицинский термин. Но само по себе слово знают и слышали многие. Словом, древнегреческий вандал достиг того, к чему стремился. А вот знает ли кто-то из живущих ныне, кто спроектировал многострадальный храм Артемиды? Такой информацией обладают разве что специалисты по древнегреческой истории и архитектуре. Между прочим, создание этого шедевра требовало приложения намного больших усилий, нежели его поджог!

Еще древние греки прекрасно понимали, что злая слава сохраняется в веках намного лучше, нежели положительная, так как поступки призваны шокировать общественность. Наблюдается это и в наше время: скажем, тех же домашних животных размещают в интернете многие пользователи, но в новостях говорят лишь о мучителях. Кто знает людей, занимающихся, к примеру, лечением подобранных с улиц? Их имена остаются в тени.

Что предпринять?

Современная реальность такова: чем страшнее совершенный человеком поступок, тем большую известность он получает. Исследования показали: широкая огласка первого случая расстрела в американской школе привела к повторению этой ситуации, причем не единожды. Как говорят аналитики, лучший способ борьбы - это переключение фокуса внимания общественности с самих отрицательных поступков на законы, которые нужно принять и исполнять для защиты общественного спокойствия.

Чем больше, дольше и с пафосом и гневом люди говорят о садистах и вандалах, тем сильнее провоцируют их на повторение поступков, а других - на следование тем же путем с целью получения своей доли славы. С другой стороны, если бы все прекрасно понимали, что четверть часа «лайков» в интернете и участие в новостной сводке наказывалось бы годами колонии или тюрьмы, вероятно, желающих попробовать себя на этом поприще стало бы значительно меньше.

Подход Альфреда Адлера

Комплекс неполноценности по учению этого психоаналитика хорошо раскрывает суть явления Герострата. Как декларировал в своих работах этот ученый, под термином следует понимать сильную, не отпускающую человека неуверенность в собственных силах, сопряженную с низкой самооценкой. Для такого человека характерно постоянное ощущение превосходства над ним индивидуумов из социального окружения.

Классическая симптоматика - стремление привлечь общественность, акцентируя внимание на страданиях, страхах. Довольно часто у таких людей наблюдаются речевые дефекты, постоянно мучает сильная напряженность. В молодом возрасте многие пытаются уйти от своего комплекса через статусные символы, вредные привычки. Нередко именно комплекс неполноценности объясняет высокомерие человека.

Депрессия, семья и комплекс неполноценности

Больной человек - объект внимания своих родственников. Это касается и страдающего депрессионными расстройствами. Понимание себя как центра становится для индивидуума источником силы. Вечно жалуясь, такой человек привлекает внимание и становится за счет этого сильнее внутреннее. Такое поведение подавляет здоровых окружающих, так как специфика сложившейся культуры дает власть, силу болезненности.

По мнению Альфреда Адлера, если уж рассматривать власть в человеческом сообществе, то следует говорить, что у власти стоят младенцы, способные управлять жизнями взрослых, сами при этом оставаясь неподвластными.

Что приводит к формированию комплекса?

Как правило, это спровоцировано физическими недостатками или чрезмерной заботой родителей о благосостоянии чада - в таких условиях ребенок просто не может обучиться самостоятельному решению возникающих на жизненном пути проблем. Впрочем, комплексы возникают и при обратной ситуации, когда ребенок ощущает нехватку внимания со стороны старших поколений: это рождает неуверенность в своих силах.

Если маленький ребенок достаточно сильно переживает относительно своих способностей, его необходимо поддерживать. Одобрение помогает эффективно справиться с любыми возникающими явлениями неполноценности, а это, в свою очередь, предупреждает появление комплекса Герострата. А вот критика по поводу и без - прямой путь к формированию ущербной личности, агрессивной и неадекватной. Как отмечал немецкий ученый, неполноценность - психопатологий синдром, стойкий и провоцирующий разнообразные отклонения.

Что делать?

Как видно из опыта современных психологов, сам факт наличия комплекса неполноценности осознают многие люди, но далеко не все пытаются бороться с ним. Дополнительную сложность провоцирует страх ошибки: человек вроде бы и стремится к улучшению ситуации, но боится сделать что-то, что приведет к неудаче, поэтому не принимает мер вовсе. Психологи точно знают, как избавиться от комплекса неполноценности без вреда для собственной психики. Для этого предлагают вернуться в детство и проанализировать травмировавшие в тот период ситуации. Рекомендуют вспомнить три случая и относительно них сформулировать, какие мысли и ощущения сопровождали тот момент, как долго потом беспокоили переживания по поводу произошедшего.

Успешность анализа обусловлена возможностью посмотреть на произошедшее с позиции взрослого, опытного, разумного человека. Комплекс был создан обстоятельствами, повлиять на которые в тот момент человек не мог, но в ретроспективном анализе можно осознать, кто на самом деле был прав и виноват в тот момент. Все отрицательные убеждения, сопровождающие человека по жизни, требуют переоценки. Для этого рекомендуют сформировать таблицу из двух колонок, выписав в одной половине негативные убеждения, а в другой - противоположные им. Если получится научиться думать о себе самом позитивно, это уже станет серьезным шагом на пути борьбы с комплексами.

Время царствования в небольшой сначала Македонии сына царя Филиппа - Александра - ознаменовалось великими сражениями и военными походами, в результате которых территории Македонии сильно увеличились в размерах за счет захваченных государств. Среди этих государств был и Египет. Египтяне поклонялись Александру Македонскому как сыну бога Солнца. Именно в городе Александрии, построенном в Египте и так любимым Александром, был возведен Музей, частью которого была удивительная библиотека. До сих пор человечество задается вопросом: "Кто сжег

Александрия Египетская

Город Александра Македонского Александрия Египетская был построен на берегу Средиземного моря. В его порту всегда было много торговых кораблей из разных стран. Они привозили сюда древесину, серебро, дорогие вина, выкрашенную пурпуром шерсть. Ориентиром морякам служил знаменитый Фаросский маяк, известный в мире как одно из семи чудес света.

От причалов Александрийского порта отплывали корабли египетских купцов, вывозивших из Александрии тонкие льняные ткани, зерно, тростник-папирус и изделия из него, слоновую кость, предметы из серебра и др.

Рядом с портом находился знаменитый дворец Птолемеев, роскошные интерьеры которого были декорированы мрамором разных сортов, дорогой утонченной резной мебелью, узорчатыми коврами и коврами, украшенными сценами из мифологии.

Улицы Александрии были прямыми. Они пересекались под углом 90 градусов. Длина главной магистрали достигала 6 км. Улица была такой широкой, что по ней одновременно могло ехать несколько повозок. По улицам в течение всего дня маршировали отряды греческих и македонских воинов. В центре было столько народу, что не протолкнуться, а на площадях скапливались зеваки, созерцавшие представления уличных актеров и циркачей.

Музей в Александрии

Но главной достопримечательностью в городе Александра Македонского был истинный храм науки и искусства, который назвали Музеем. Дословный перевод этого слова звучит как "Храм Муз" и связан аллегорически с девятью дочерьми верховного бога Зевса - покровительницами искусства. Среди них есть и те, которых сейчас мы причисляем не к искусствам, а к наукам: астрономия, история.

Александрийский Музей был возведен в правление династии Птолемеев. Он занимал в городе целый район. Состоял из комплекса зданий разных размеров и назначения. Территория вокруг была украшена деревьями и цветниками.

Обитатели Музея и посетители библиотеки

В Александрийский Музей приезжали приглашенные царем из разных стран известные ученые и поэты. Здесь они жили, участвовали в совместных трапезах, проводили занятия, в многочисленных портиках вели содержательные и увлекательные беседы, спорили и делились друг с другом своими открытиями. Именно здесь впервые ученый предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, а Эратосфен предсказал возможность кругосветных путешествий. Он основывался на представлении о Земле как о шаре. Евклид написал удивительную книгу "Начала", совершившую переворот в математике и давшую начало науке геометрии, став первым учебником по этой дисциплине.

Именно здесь, в Музее, высказывались новые социальные воззрения ученых мужей. Эратосфен высказал точку зрения на отношение к людям разных национальностей с позиции уровня их интеллекта и воспитанности: он заявил, что нельзя оценивать людей по национальности, ведь как среди греков есть люди невоспитанные и необразованные, так и среди негреков есть весьма образованные и

Коварный Птолемей

История Александрийской библиотеки - история создания ее фондов. Это была одна из Ее можно отнести к научным, так как в коллекции хранилось около семисот тысяч свитков папирусов. Здесь были и рукописи Эсхила и Софокла, переданные на вечное хранение египетским царем Птолемеем III Эвергердом. К слову сказать, добыл он их не совсем честным путем.

Известны интересные факты об Александрийской библиотеке. Например, о том, что Птолемей III Эвергерд, взяв свитки под залог у афинян для создания копий, предпочел потерять немалые деньги, но сохранить рукописи у себя. Не менее коварно обходился царь и с гостями: он строго проверял, какие книги привозили они в Александрию. Если такого экземпляра не было в коллекции Александрийской библиотеки, оригинал изымался в пользу города и Египетского государства, а гостю вручалась копия его книги.

Библиотека в Александрии

Слово "библиотека" первоначально дословно переводилось как "книжный шкаф". В Александрийской библиотеке свитки хранились в огромных книжных шкафах от пола до потолка, оправдывая тем самым название заведения. Основателем ее считается Птолемей II Филадельф. Он же создал и Музей. А временем создания библиотеки и Музея называется период с 309 по 246 гг. до н. э.

Организация работы библиотеки

Возглавлял Александрийскую библиотеку главный библиотекарь. В его обязанности входило определение качества и подлинности рукописей. Велся строгий учет книг. Был составлен каталог рукописных сокровищ. Книги в фондах и каталогах классифицировались по темам, языкам и снабжались специальными ссылками. Учитывались и особые интересы читателей к определенным изданиям. Пополнение фондов велось за счет приобретения книг в небольших библиотеках и частных коллекциях.

В библиотеке работали специальные мастера, которые занимались и обеспечением их "читабельности". Они же перепроверяли достоверность излагаемой информации, а сомнительные моменты помечали специальными значками, чтобы любой читатель мог понять, на какие факты можно опираться, а с какой информацией следует работать с осторожностью.

В долине Нила современными учеными были найдены в большом количестве древние папирусы. Эти находки позволили им сделать вывод о том, что оригиналы в библиотеке переписывались. А поскольку Александрия была крупным центром в том числе и книжной торговли, то, возможно, эти копии с папирусов являлись ходовым товаром, вывозимым александрийскими купцами в другие страны и продаваемым на портовом рынке.

Историками был определен и примерный список библиотекарей Александрийской библиотеки - вплоть до 2 в. до н. э.

Особо в Александрийской библиотеке следили за выполнением санитарно-гигиенических норм и норм, предъявляемых к с целью их наибольшей сохранности. Помещения хорошо проветривались, защищались от сырости. Свитки время от времени проверялись на предмет повреждений, в том числе и от многочисленных насекомых, и своевременно приводились в порядок.

В период правления Птолемея III Эвергерта при Александрийском Серапеуме (храм бога Серапиуса) был открыт филиал заведения.

Кто сжег Александрийскую библиотеку?

История говорит нам о нескольких событиях, нанесших урон знаменитой библиотеке.

Первая дата - 48 г. до н. э., когда большое количество свитков сгорело вместе с частью библиотеки во время войны с римским императором Юлием Цезарем. Вот тогда и случился знаменитый пожар в Александрийской библиотеке, вспыхнувший в результате городского пожара, возникшего от поджога римскими войсками городских стен.

В тот раз численный состав коллекции удалось восполнить. Но качественно состав ее сокровищ изменился. Произошло это в 41 г. до н. э. благодаря Марку Антонию. Он изъял из коллекции Пергама 200 тысяч свитков и подарил их своей возлюбленной - египетской царице Клеопатре. Позже коллекция была вторично разграблена римлянами. Однако и это не дает нам ответа на вопрос о том, кто уничтожил Александрийскую библиотеку.

В период римского владычества, когда в 4-м в. во всей Римской империи главной религией было объявлено христианство, библиотека в Александрии была разрушена по приказу египетского епископа Феофила, боровшегося всеми силами с ненавистным ему "язычеством". Произошло это в правление императора Феодосия. Но и это еще не окончательный ответ на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку.

В первой половине 7-го века Александрию дважды захватывали арабы, и окончательную гибель ее библиотеки часто связывают с этими вторжениями.

Так что на вопрос о том, кто сжег Александрийскую библиотеку, чтобы прославиться, вряд ли когда-то найдется точный ответ.