Белый храм Таиланда (Wat Rong Khun) – прекрасная сказка во плоти. Белый храм в Чианграе (Wat Rong Khun) Белый храм чианг рай

Ват Ронг Кхун из провинции Чианграй – далеко не самый древний и большой храм Таиланда. В нём не хранятся великие буддийские реликвии. Сюда не тянутся толпы паломников. Строго говоря, он ещё даже не достроен. Тем не менее, это – один из самых узнаваемых храмов страны и одна из главных туристических достопримечательностей северной части королевства.

Среди путешественников Ват Ронг Кхун больше известен как «Белый храм». Название, как нетрудно догадаться, произошло от ослепительно белого цвета, в который он полностью выкрашен снаружи. Это уникальное для тайской храмовой архитектуры цветовое решение – его главная визитная карточка.

Другая особенность, благодаря которой Ват Ронг Кхун выделяется среди остальных 33 тысяч буддийских храмов Таиланда, – его неканоническая иконография. Наряду с традиционными символами буддизма среди элементов его декора можно с удивлением обнаружить и «звёзд» западного масскульта вроде Нео из кинофильма «Матрица», шварценеггеровского терминатора T-800 и даже сердитых птичек из нашумевшей в недавнем прошлом компьютерной игры.

Ват Ронг Кхун – самый необычный храм Таиланда.

Такому неожиданному для религиозной постройки эклектизму, равно как и необычному белоснежному цвету, Белый храм целиком и полностью обязан своему создателю – таиландскому художнику Чарлемчаю Коситпипату.

Художник, буддист, меценат

В каком-то смысле эксцентричный господин Коситпипат и сам – одна из особенностей Ват Ронг Кхуна. Он – единоличный автор этого проекта, главного творения своей жизни. Ничто в Белом храме не делается без его ведома; всё здесь от первой до последней мелочи придумано именно им и построено исключительно на его личные деньги.

Биография Коситпипата – тот редкий случай, когда можно сказать, что художник сам нарисовал свою жизнь. Он родился 15 февраля 1955 года в одной из маленьких тайских деревушек провинции Чианграй. На его семью, которая была бедной даже по скромным меркам таиландской глуши, односельчане смотрели свысока. Тогда-то у Чарлемчая и родилось желание вырваться из захолустной нищеты своей малой родины и стать богатым и знаменитым.

Сделать это помогла страсть к рисованию, владевшая им с детства. Решив стать профессиональным художником, он уехал в Бангкок и поступил в один из столичных университетов.

Живя в большом городе, будущий создатель Белого храма стал задумываться над жизненными путями других людей, пытаясь понять, почему одни художники становятся богатыми и успешными, а другие нет. Внимательно анализируя работы известных мастеров и подмечая то, что делало их творения великими, он пытался применять найденное в своих картинах.

Усилия не пропали даром, и работы самого Коситпипата начали пользоваться популярностью. К 1978 году, когда Чарлемчай окончил университет и стал бакалавром изобразительных искусств, он уже зарабатывал своими картинами деньги.

Постепенно к нему пришла национальная слава и успех, и он стал известнейшим художником своей страны. Среди его богатых клиентов был даже сам король Таиланда Пхумипон Адульядет. Этого, однако, Коситпипату было мало. Он хотел, чтобы о нём заговорил весь мир.

Это желание сбылось с постройкой Белого храма.

Набожность и амбиции

Всё творчество Чарлемчая, начиная ещё с первых студенческих работ, всегда было так или иначе связано с буддизмом. С возрастом его приверженность буддийскому вероучению только росла. Поэтому, когда он узнал, что в его родной провинции Чианграй окончательно обветшал один из старых храмов, а денег на его ремонт у местных властей нет, то решил лично взяться за его восстановление. И заодно превратить это в самый амбициозный художественный проект своей жизни.

К тому времени 42-летний Коситпипат уже был состоявшимся художником и очень обеспеченным человеком, которому было вполне по карману вести строительство исключительно на собственные деньги. Это позволило Чарлемчаю избежать какого-либо влияния со стороны и в точности воплощать все свои идеи. А уж в них-то недостатка не было.

Традиции плюс авторский подход

Коситпипат приступил к постройке Белого храма в 1997 году. К делу он подошёл не только творчески, как и подобает художнику, но и радикально. От старого храма осталось только его прежнее название – Ват Ронг Кхун, а всё остальное было придумано и отстроено с чистого листа.

Надо сказать, что словом «ват» в Таиланде обозначается не какое-то отдельное строение, а целый храмовый комплекс. Поэтому и Ват Ронг Кхун правильно понимать не как одиночно стоящий храм, а как единый архитектурный ансамбль. В него, согласно проекту, входит девять построек. Строительство и отделка большинства из них до сих пор не закончены.

Как считается, работы в Ват Ронг Кхуне будут вестись ещё не менее полувека.


В храмовый комплекс Ват Ронг Кхун входит девять построек. Большинство из них белого цвета.

Весь храмовый комплекс представляет собой странную смесь традиционной таиландской архитектуры и фантазии самого Чарлемчая Коситпипата. По замыслу художника каждая деталь Ват Ронг Кхуна должна нести определённый символический смысл и наталкивать посетителей храма на размышления о буддизме.

Так, белый цвет большинства зданий Ват Ронг Кхуна символизирует чистоту буддийского вероучения, а также примат духовного начала в человеке над его низменными телесными потребностями. Эффект белоснежности усиливают кусочки зеркал, которыми наподобие мозаики щедро выложены все элементы внешнего декора. Они призваны изображать сверкающую мудрость буддизма.

Важнейшим зданием и «лицом» всего комплекса является белоснежный убосот (в Таиланде так называют центральное сооружение вата, в котором находится статуя Будды и где совершаются молитвы и основные религиозные церемонии). Именно он притягивает наибольшее внимание туристов и красуется на большинстве сделанных в Ват Ронг Кхуне фотографий.

К убосоту ведёт великолепный мост, перед которым из-под земли в молчаливом отчаянии полукругом тянутся руки. Они символизируют тщетную погоню человека за сиюминутными удовольствиями и попытки утолить неутолимые страсти. Всё это, согласно буддийским представлениям, порождает страдания, избавиться от которых можно только путём отказа от земных привязанностей и желаний. Только тогда человек начинает свой духовный рост и получает шанс на обретение нирваны – конечной цели буддизма.


Простёртые вверх руки как символ земных страстей и желаний.

Минуя земные страсти и пороки, посетитель начинает подниматься по ведущему к убосоту мосту. Проход по нему – это символ преодоления сансары, круговорота земных перерождений, а его верхняя точка – это священная гора Меру, мифический центр буддийского мироздания. В соответствии с мифологией, в которой гору окружают морские воды, под мостом разбит небольшой пруд.

Перейдя мост, туристы оказываются перед входом в убосот. Его традиционные для буддийской храмовой архитектуры Таиланда три уровня крыши символизируют мудрость, сосредоточение и вероучительные заповеди. Поражает продуманная до мельчайших деталей отделка храма.

Внутри убосот украшает настенная живопись, выполненная в авторском стиле Чарлемчая Коситпипата, за который тот прежде уже подвергался критике со стороны традиционалистов.

В 1988 – 1992 годах он на пару с ещё одним художником разрисовывал стены первого тайского буддийского вата Великобритании под названием Буддападипа (расположен в Уимблдоне, юго-западном пригороде Лондона). Тогда с их лёгкой руки на стенах храма среди сцен буддийских мифов появились Маргарет Тэтчер и мать Тереза, а заодно и изображения самих авторов.

Новаторский подход пришёлся по вкусу не всем, и экспериментаторов поначалу много критиковали – начиная от правительства Таиланда и заканчивая другими тайскими художниками и собственно монахами. Но постепенно страсти улеглись, и к «неформатным» фрескам привыкли.

Прошло несколько лет, и при оформлении Ват Ронг Кхуна Коситпипат вновь решил дать волю своей фантазии. Причём на этот раз он отправил каноны буддийской иконографии в ещё более безудержный творческий полёт. Наряду с привычными образами и приёмами храмовой росписи Чарлемчай в качестве олицетворения пороков современного общества использовал персонажей западной массовой культуры. Поэтому на внутренних стенах убосота можно видеть, например, Фредди Крюгера, Чужого и террористическую атаку на нью-йоркские башни-близнецы, а также, почему-то, Гарри Поттера и Спайдермена.


Весь покрытый золотом, абсолютно весь… туалет Ват Ронг Кхуна.

Другой нестандартный творческий ход Чарлемчая – большой, роскошно отделанный и щедро покрытый позолотой… туалет. По задумке автора, такое нарочито шикарное оформление банального нужника должно показывать тщетность погони человека за материальными благами и чрезмерное увлечение тленными ценностями в ущерб духовному развитию.

Чёрный день Белого храма

Начиная строительство Белого храма, Чарлемчай Коситпипат был полон энтузиазма и решимости во что бы то ни стало его закончить. Однако был момент, когда он чуть всё не бросил, едва не поставив точку в истории Ват Ронг Кхуна.

Руки художника опустились 5 мая 2014 года, когда в 18:08 по местному времени храм был серьёзно повреждён землетрясением магнитудой 6,3 балла. Костпипат, который к тому времени потратил на его возведение почти 20 лет своей жизни и более 40 миллионов тайских бат личных денег, был близок к отчаянию.

После первого осмотра полученных повреждений, удручённый Чарлемчай заявил прессе, что не станет восстанавливать храм, а все его постройки в целях безопасности будут снесены. Однако сразу же после этого на него посыпались слова поддержки со всего мира. Он получил сотни телефонных звонков. Люди призывали его не бросать Белый храм, который, по их мнению, уже успел стать художественным достоянием всего мира.

Помощь предложило и правительство Таиланда, немедленно направившее в Ват Ронг Кхун команду инженеров для оценки степени повреждений. Их вердикт был более чем обнадёживающим: несущие конструкции и фундаменты не понесли критических разрушений, и здания храмового комплекса могли быть восстановлены.

Вдобавок, помочь рабочими руками пообещали Вооружённые силы и университеты страны. Готовность оказать содействие выразили и многие частные лица и организации.


Мост перед убосотом. Видна зеркальная мозаика.

Воодушевлённый выводами комиссии и польщённый полученной поддержкой господин Коситпипат немедленно воспрял духом. Утром 7 мая он пообещал, что восстановит Белый храм за ближайшие два года, а некоторые постройки будут вновь открыты для туристов уже на следующий день. Кроме того, художник объяснил своё первое заявление о закрытии храма намеренным шагом. Так он якобы хотел проверить, действительно ли его работа была важна людям и государству.

В настоящее время работы в Ват Ронг Кхуне продолжаются. Автор проекта твёрдо намерен в точности восстановить все разрушенные землетрясением настенные росписи и элементы декора. Пока же из-за реставрационных мероприятий туристам временно запрещено делать фотографии внутри храма.

Храмовый комплекс Ват Ронг Кхун находится в 13 километрах к юго-западу от города Чианграй. Поездка к нему на такси займёт минут двадцать и будет стоить 250 – 300 бат. Общественный транспорт (маршрутка) обойдётся значительно дешевле (20 бат), при этом время в дороге почти не увеличится и составит около получаса.

Одежду для посещения храма следует выбирать соответствующую. Она не должна быть слишком открытой. Особенно предосудительно будут восприняты оголённые ноги.

Открыт Ват Ронг Кхун ежедневно, вход бесплатный. Можно поддержать строительство, сделав пожертвование, но оно не должно превышать 10 тысяч бат, поскольку художник не хочет подпадать под влияние богатых спонсоров. Аналогом пожертвования будет покупка одной из авторских картин Чарлемчая Коситпипата, которые продаются в галерее при храме.

Вообще Ват Ронг Кхун очень популярен у иностранных туристов, которых сюда привозят целыми автобусами. Поэтому здесь обычно довольно многолюдно. Немало бывает и тайцев, но те в основном приезжают в выходные или по праздникам.

Во второй половине дня, когда туристы разъезжаются, людей становится значительно меньше.

Золотая клетка для раджпутских аристократок

История появления одного из главных архитектурных шедевров Северной Индии – джайпурского дворца Хава-Махал – началась задолго до его фактической постройки в 1799 году. Как и другие культурные особенности региона, это здание – результат многих столетий противостояния и трудного сближения индуистских и исламских традиций. В этом смысле Хава-Махал восходит к событиям, начавшимся ещё в VIII веке, когда Северная Индия впервые столкнулась с угрозой мусульманской экспансии.

Как известно, на её начальных порах индусам сопутствовала удача. Долгое время им удавалось успешно отражать все попытки пришельцев закрепиться к востоку от Инда. Однако с конца XII века разные исламские правители, несмотря на отчаянное индийское сопротивление всё же начали продвигаться вглубь субконтинента.

Каждый шаг давался наступающим с большим трудом. Особенно упорно захватчикам сопротивлялись раджпуты – представители разных этнических групп из варны воинов-кшатриев. Их небольшие княжества оказались для мусульман крепким орешком и надолго задержали исламский захват индийских земель.


Вид на верхние два этажа Хава-Махала с внутренней стороны здания.

Дольше всего с оружием в руках отстаивали свою свободу раджпутские государства нынешнего индийского штата Раджастхан. Только могучая империя Великих Моголов смогла превратить их в своих вассалов, но даже под всесильной могольской властью воинственные раджпуты не раз поднимали восстания.

Культурный обмен

Несмотря на многовековую вражду, раджпуто-могольские отношения не сводилась к одним только военным конфликтам. За долгие годы сосуществования представители высших сословий раджпутов переняли у своих сюзеренов и некоторые их традиции. В частности, женщины из аристократических раджпутских семей со временем стали соблюдать пурду – мусульманский по происхождению обычай женского затворничества. Кроме того, раджпуты позаимствовали у моголов немало особенностей их архитектуры.


Аркады и купола Хава-Махала отчётливо свидетельствуют о могольском влиянии на раджпутскую архитектуру.

Именно в качестве своеобразного результата этих заимствований в 1799 году и появился замечательный памятник индийского зодчества под названием Хава-Махал.

Главный символ Джайпура

Хава-Махал расположен в Джайпуре, знаменитом Розовом городе Индии, который был основан 18 ноября 1727 года махараджей Джай Сингхом II в качестве новой столицы своего старинного раджпутского княжества. Сегодня этот шумный трёхмиллионник является главным городом крупнейшего индийского штата – жаркого и пустынного Раджастхана.

Своим поэтичным вторым названием Джайпур обязан цвету песчаника, из которого строился его исторический центр. Именно здесь, в самом сердце старого города и находится популярнейшая достопримечательность и символ Джайпура – дворец Хава-Махал.

Это красивое сужающееся кверху пятиэтажное здание в 1799 году построил внук основателя Джайпура махараджа Пратап Сингх. Считается, что Хава-Махал возведён в форме короны бога Кришны, которому махараджа был очень предан. Дворец гармонично сочетает в себе индуистские и могольские архитектурные традиции, являясь подлинным олицетворением раджпутского зодчества.

Как и остальные здания в историческом центре города, Хава-Махал построен из красного песчаника. Помимо этого, снаружи он выкрашен в нежно-розовый цвет, красиво подчёркнутый белой канвой и узорами.

Самой узнаваемой особенностью Хава-Махала являются особые балконы-джхароки, которыми украшен каждый из пяти этажей главного фасада здания. Они изящно оформлены декоративными купольными балдахинами и закрыты ажурными резными ширмами с крошечными окнами.


«Гребень» пятиэтажного главного фасада Хава-Махала имеет высоту 15 метров. Несмотря на это у него очень тонкие стены: их толщина составляет всего 20 сантиметров.

Джхароки представляют собой одну из характернейших черт раджпутской архитектуры. Интересно, что при всех их эстетических достоинствах они были не просто элементами художественного убранства того или иного здания, а строились с чёткой практической целью.

Пожизненное заключение по-раджпутски

Как уже было сказано, под властью Великих Моголов высшая аристократия индуистов-раджпутов переняла исламскую традицию пурды. Согласно ей женщинам знатных раджпутских домов запрещалось появляться перед чужаками. По сути это означало, что они были обречены находиться взаперти всю свою жизнь. Единственное «взаимодействие» с окружающим миром для них сводилось к пассивному наблюдению за городской повседневностью. Для этого и были придуманы свойственные раджпутской архитектуре закрытые балконы-джхароки, пришедшиеся как нельзя кстати при возведении Хава-Махала.


Замысловато декорированная внешняя стена Хава-Махала резко контрастирует с незатейливым видом его заднего фасада, который (как и интерьер постройки) довольно прост и практически лишён украшений.

Дело в том, что Хава-Махал непосредственно прилегает к женскому крылу огромного Городского дворцового комплекса. Для живших там аристократок из княжеского дома махараджи Джайпура он и был построен. Каждой из женщин в Хава-Махале была отведена небольшая личная комната, закрытая от посторонних глаз джхарокой. Находясь там, хозяйка комнаты могла незаметно наблюдать за запретной для неё уличной жизнью города.

Естественный кондиционер

Помимо раджпутских балконов интересной особенностью Хава-Махала является его способность легко пропускать через себя наружный прохладный воздух. За это он, собственно, и получил своё название, которое переводится как «Дворец ветров».

Ценное для знойного Раджастхана свойство самоохлаждаться появилось у Хава-Махала благодаря его особой плоской планировке. Из пяти этажей дворца верхние три имеют толщину всего в одну комнату, что позволяет ветру свободно гулять по всем помещениям здания. Кроме того, раньше система естественного воздушного кондиционирования дополнялась ещё и фонтанами.

Необычный дворец Хава-Махал с его ажурными балкончиками-джхароками очень популярен у туристов. Джайпур хорошо сообщён с остальной Индией автомобильными и железными дорогами и имеет под боком международный аэропорт, поэтому здесь всегда много как местных, так и иностранных посетителей.

Поскольку Хава-Махал был своего рода железным занавесом между женщинами княжеского дома и внешним миром, входа с главного фасада у него нет. Все, кто имел право сюда входить, делали это с территории Городского дворца. Сегодня, чтобы оказаться внутри, нужно обойти Хава-Махала слева.


У дворца отсутствуют привычные лестницы для подъёма на верхние этажи. Вместо них устроены специальные пандусы.

Пройдя через величавые входные врата, посетитель попадает в просторный внутренний двор, с трёх сторон окружённый двухэтажными постройками. С четвёртой стороны находится сам Хава-Махал, закрывающий двор с востока. Туристы могут подняться на самый верх здания и насладиться прекрасными видами на город. Сверху, например, отлично видно знаменитую обсерваторию Джантар-Мантар и Городской дворец.

В Хава-Махале есть также небольшой археологический музей. Выставленная здесь миниатюрная живопись и богатые экспонаты вроде церемониальных доспехов помогут посетителям оживить в своём воображении образы далёкого раджпутского прошлого.

Хава-Махал открыт с 9:00 до 17:00. Лучшее время для посещения – раннее утро, когда Дворец ветров выглядит особенно потрясающе, источая оранжево-розовое сияние в золотых лучах восходящего солнца.

Входная плата для взрослых иностранцев составляет 50 индийских рупий; студенты платят вдвое меньше. Услуги гида обойдутся в 200 рупий, аудиогид на английском языке – в 110.

Краткое руководство для путешественников

Это заключительная часть подготовленной проектом сайт статьи об особенностях древнеегипетских храмов. В двух предыдущих рассказывалось об их , а также о . На этот раз речь пойдёт о непростых судьбах храмов Древнего Египта, и будут кратко перечислены те из них, что лучше всего сохранились до наших дней.

В зените славы и могущества

Биографии древнеегипетских «домов бога» складывались по-разному как во времена фараонов, так и после того, как пора их могущества осталась в далёком прошлом. Некоторые храмы приходили в упадок и исчезали ещё в эпоху расцвета египетской государственности, другим было суждено пережить не одно иноземное вторжение и стать немыми свидетелями окончательного заката породившей их цивилизации.

Все без исключения египетские цари старались возводить и всячески поддерживать храмы. Каждый фараон силился превзойти в этом своих предшественников, поскольку считалось, что невнимание к культу лишает его покровительства богов, а вместе с ним и власти. Поэтому в Древнем Египте постоянно велось храмовое строительство, а многие важные «дома бога», будучи уже созданными, продолжали обрастать всё новыми и новыми постройками. Даже спустя много веков после своего основания у них появлялись новые пилоны, открытые дворы, обелиски, статуи и отделка; храмы обзаводились очередными земельными владениями.

При этом зачастую приходилось жертвовать уже существовавшими «домами богов», которые сносили, перестраивали, или просто использовали как каменоломни, превращая в дешёвый источник стройматериала.

Ярчайшим примером сказанному является Большой храм Амона в Карнаке. Первое святилище на его месте было построено, как считается, ещё во времена XII династии Среднего царства, но важнейшим храмом страны он стал спустя четыре века, при новоегипетской XVIII династии. После этого Карнак сохранял статус главного сакрального центра Египта ещё более тысячи лет.

За это время храм неоднократно перестраивался и расширялся. Фараон за фараоном увеличивали карнакский дом Амона, добавляя свои или переделывая уже возведённые их предшественниками части. В итоге за более чем два тысячелетия трансформации храм оброс невероятным количеством самых разных построек (одних только пилонов было аж десять штук!), а в пределах его огромного теменоса со временем появилось ещё около 20 храмов меньшего размера.

Менее масштабно, но всё же схожим образом дела обстояли и с домами других древнеегипетских богов. Многие из них тоже многократно достраивались и переделывались, порой полностью заново.


Вид на первый, второй и третий пилоны знаменитого Большого храма Амона в Карнаке. © Cartu13 | Dreamstime.com – Karnak Ruins Photo

Как при строительстве новых храмов, так и во время изменения старых египетские правители зачастую использовали творения предыдущих фараонов в качестве удобного источника строительного камня. Так, при возведении третьего пилона того же Большого храма Амона в Карнаке были разобраны и пошли на стройматериалы сразу несколько более ранних построек, принадлежавших Сенусерту I, Аменхотепу I и Тутмосу IV, а также знаменитой царице Хатшепсут.

Стремясь связать своё имя с таким богоугодным делом, как строительство храмов, древнеегипетские цари не только не чурались разрушать ради этого труды предшественников, но и не брезговали присваивать себе чужие заслуги на этом поприще. Обычно так происходило, когда тот или иной фараон был не в состоянии сам возвести что-либо существенное, или же с целью стереть память о деяниях некоторых прежних правителей. Для этого предпринимался своеобразный «угон» уже существовавших храмов или их частей, где по приказу правящего фараона уничтожались все упоминания об их настоящих строителях, и вместо них прописывалось имя царя-«угонщика».

Такая практика к концу Нового царства стала настолько распространённой, что фараонам при строительстве храмов приходилось вырезать картуши с иероглифами своих имён на добрый десяток сантиметров вглубь, надеясь, что это сделает невозможным использование их заслуг следующими царями.


Картуш с тронным именем Рамсеса III в его поминальном храме в Мединет-Абу. В надежде пресечь узурпацию своих храмов последующими правителями, Рамсес III приказывал выполнять надписи на их стенах и колоннах в технике очень глубокого рельефа, часто на глубину более 10 сантиметров.

Впрочем, не только фараоны-неудачники «перебивали номера» на чужих памятниках архитектуры. Так не гнушался поступать даже величайший строитель Древнего Египта Рамсес II, построивший множество собственных выдающихся храмов.

В целом, до конца Нового царства общее число древнеегипетских «домов бога» неизменно росло. Разумеется, бывали и случаи, когда по тем или иным причинам некоторые из них приходили в запустение и исчезали. Например, немало храмов было уничтожено силами природы: грунтовыми водами, разливами Нила и землетрясениями. Однако в общем, обласканные вниманием фараонов и располагавшие большими материальными ресурсами, храмы процветали.

Радикальные перемены в судьбах «домов бога» наступили с окончанием египетской независимости.

Сумерки древнеегипетских богов

После падения Нового царства для Древнего Египта настали тяжёлые времена. Начиная с XI века до н. э. египетская история превратилась в череду смут, раздробленности и иностранного владычества, которая лишь изредка перемежалась короткими вспышками независимости и национального единения.

Перипетии этого бурного периода не могли не отразиться и на египетских храмах. Так, многие «дома бога» были уничтожены во время ассирийского и второго персидского нашествий. Египтянам удалось частично компенсировать эти потери в эпоху Саисского возрождения и усилиями фараона XXX династии Нектанеба I. Позже интенсивное храмовое строительство велось также при Птолемеях и римлянах, то есть уже после того, как Египет окончательно утратил свою независимость. Однако дни величия древнеегипетских храмов были уже сочтены.

С принятием Римской империей христианства в IV веке н. э. языческие святилища Египта оказались вне закона. Они осквернялись христианскими фанатиками-вандалами, их закрывали императорскими указами, использовали в качестве каменоломен.

Особенно сильно пострадали храмы, построенные из известняка (таковыми было большинство «домов бога» севернее Луксора; южнее храмы обычно строились из песчаника). В V веке развернулось их небывалое по масштабам уничтожение: известняк древнеегипетских монументов пережигался в известь, которая шла на строительные нужды нового режима. Кроме того, многие храмы были переделаны под церкви.

Последним действовавшим египетским «домом бога» был, как считается, храм Исиды на острове Филэ. Его принудительно закрыла византийская военная экспедиция под командованием полководца-евнуха Нарсеса около 535 года н. э.

Никаких хороших новостей египетским храмам не принёс, разумеется, и пришедший в страну в VII веке ислам. Разрушение храмов продолжалось, только вместо церквей в них теперь возводились мечети.


В византийский период на территории Луксорского храма Амона было построено сразу несколько церквей. В XIII веке их сменила мечеть, которая функционирует до сих пор.

Количество древнеегипетских храмов сокращалось даже после появления современной египтологии и интереса к истории Древнего Египта. Так, уже в начале XIX века в ходе индустриализации, предпринятой египетским пашой Мухаммедом Али, была вновь развёрнута кампания по пережогу уцелевших «домов бога» на известь, сгубившая много прекрасных памятников древнеегипетского зодчества.

В итоге к настоящему времени в Египте в более или менее полном виде можно увидеть лишь малую часть былого великолепия его древней храмовой архитектуры. В основном это те «дома богов», которые находились вдали от Нила и густонаселённых мест. Там они уберегались от уничтожения людьми (особенно если их заносило песком) и разрушительных разливов великой реки. Именно эти храмы сегодня представляют собой наиболее хорошо сохранившиеся образцы культового зодчества Древнего Египта.

Самые знаменитые древнеегипетские храмы

В заключение – краткий аннотированный список самых известных и лучше всего сохранившихся древнеегипетских храмов. Каждый из них является уникальным образцом архитектурного наследия страны фараонов и стоит того, чтобы в нём побывать.

В списке приводятся не только «дома богов», но и так называемые «дома миллионов лет» – поминальные храмы, строившиеся фараонами для вечного отправления своего заупокойного культа. Несмотря на то, что вопреки чаяниям их обожествлённых создателей службы в таких храмах обычно прекращались вскоре после смерти построивших их фараонов, некоторые из них неплохо сохранились. В период Нового царства «дома миллионов лет» строились, как правило, по образцу «домов бога».

От времён Древнего царства уцелело всего несколько храмов плохой сохранности. Самым известным и лучше всего сохранившимся из них является монументальный гранитный храм фараона Хафры , входивший некогда в погребальный комплекс построек при его пирамиде в Гизе.

Практически не сохранились и храмы Среднеегипетского периода. Самый значительный из оставшихся – поминальный храм фараона XI династии Ментухотепа II в Дейр-эль-Бахри . Его развалины находятся бок о бок со знаменитым храмом царицы Хатшепсут, для которого он послужил архитектурным образцом.


Слева от всемирно известного храма царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри находится плохо сохранившийся и гораздо более древний поминальный храм фараона Ментухотепа II. Именно его необычную планировку и взяли за основу зодчие знаменитой новоегипетской правительницы.

Другой пример среднеегипетских храмов – так называемая «Белая капелла », небольшой изящный храм фараона Сенусерта I, построенный им в Фивах в честь 30-летнего юбилея своего правления. В эпоху Нового царства капелла была разобрана на стройматериалы и уже в XX веке восстановлена археологами.

Несравнимо больше египетских храмов сохранилось от эпохи Нового царства. Самый знаменитый и выдающийся из них – огромный Карнакский храмовый комплекс в столице новоегипетского государства Фивах (нынешнем Луксоре). Имея площадь более 100 гектаров, он является вторым по размеру (после знаменитого Ангкор-Вата в Камбодже) храмовым комплексом мира. Его главный «дом бога» – Большой храм Амона с колоссальным гипостильным залом и десятью пилонами. Помимо него в Карнакский храмовый комплекс входят также храмы супруги Амона богини Мут и их сына Хонсу, а также многочисленные святилища других божеств и фараонов.

Рядом с карнакским находится тесно с ним связанный Луксорский храм Амона . Это самый южный из «домов бога» на восточном берегу древнеегипетской столицы. Он насчитывает полторы тысячи лет непрерывного строительства – начиная со времён правления фараонов XVIII династии и заканчивая эпохой христианизации Римской империи.

Немало замечательных памятников египетской храмовой архитектуры находится и на западном берегу Фив. Здесь, неподалёку от Долины царей, где фараоны Нового царства устраивали свои усыпальницы, возводились и их поминальные храмы, из которых наиболее известны три.

Во-первых, это поминальный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри . Лежавший в руинах к началу раскопок в 1891 году, сегодня этот великолепный храм тщательно отреставрирован и представляет собой подлинный шедевр древнеегипетского храмового зодчества. Он относится к своеобразной скальной разновидности «домов миллионов лет».

Недалеко к югу от него в местечке под названием Гурна находится довольно плохо сохранившийся поминальный храм Рамсеса II . С лёгкой руки Шампольона, посетившего храм в 1829 году, он также известен как Рамессеум . Некогда это было внушительное даже по меркам Рамсеса II сооружение, но за прошедшие тысячелетия ему был нанесён значительный ущерб.


К сожалению, поминальный храм великого Рамсеса II в Гурне (известный также как Рамессеум) сохранился довольно плохо.

К юго-западу от Рамессеума располагается поминальный храм Рамсеса III в Мединет-Абу – одна из наиболее впечатляющих религиозных построек Древнего Египта. Здание этого храма по большей части избежало разрушений (если не считать уничтожения вандалами-христианами храмовых статуй и других подобных «мелочей») и прекрасно сохранилось.

Помимо этой знаменитой троицы в фиванском некрополе находится ещё один примечательный «дом миллионов лет» – поминальный храм Сети I в Курне . Расположенный недалеко от Рамессеума и сильно разрушенный, он сегодня почти не известен туристам. Тем не менее, когда-то этот храм был очень важен – именно здесь делала первую остановку статуя бога Амона, когда её во время Прекрасного праздника долины переправляли на западный берег Нила.

Значительно лучше сохранился (и потому более популярен у путешественников) поминальный храм Сети I в Абидосе . Он был посвящён Осирису, Исиде и самому фараону Сети I, при жизни которого храм так и не был закончен. Строительство пришлось завершать уже его сыну, знаменитому Рамсесу II. Одной из главных особенностей этого храма является так называемый Абидосский список царей – высеченный на его стенах перечень всех правивших в Египте фараонов от легендарного Мендеса до самого Сети I.

Великолепными памятниками новоегипетского зодчества являются и скальные поминальные храмы Рамсеса II и Нефертари в Абу-Симбеле . Они расположены на юге современного Египта, в исторической Нубии, и знамениты не только своими выдающимися художественными достоинствами, но и недавней историей их спасения.


Из-за начавшегося в 1960 году возведения Асуанской плотины храмы в Абу-Симбеле (как и множество других археологических памятников южного Египта) оказались в зоне будущего затопления. В 1964 – 1968 годах и большой, и малый (на фото) храмы Абу-Симбела были разрезаны на блоки и перенесены на более высокое место.

Самые хорошо сохранившиеся египетские храмы относятся к последнему тысячелетию существования Древнего Египта – греко-римскому периоду его истории (IV в. до н. э. – VI в. н. э.).

Один из них – находящийся в 60 км к северу от Луксора храм Хатхор в Дендере . Он необычен тем, что не имеет пилона. Зато у него есть сразу два (и притом уникальных) маммисия. Первый был построен фараоном Нектанебом I и является старейшим из дошедших до нашего времени «домов рождения». Второй, наиболее развитый с архитектурной точки зрения из всех известных храмов подобного рода, относится к римскому времени.

Той же богине, что и в Дендере, посвящён построенный в III веке до н. э. храм Хатхор в Дейр-эль-Медине . Он совсем невелик, но зато сохранился относительно нетронутым, включая храмовую ограду из кирпича-сырца.

Один из самых поздних древнеегипетских «домов бога» – храм Хнума в Эсне – находится в 55 км к югу от Луксора. Его начали строить при Птолемее VI, а заканчивать работы пришлось уже римлянам. Сегодня он расположен прямо посреди современного города. От всего храма остался только гипостильный зал, но зато в хорошем состоянии.

Далее на юг, на полпути между Луксором и Асуаном находится храм Хора в Эдфу . На сегодняшний день это самый хорошо сохранившийся египетский «дом бога», и потому он пользуется огромной популярностью у туристов. Храм строился 180 лет, с 237 по 57 годы до н. э., и был закончен Птолемеем XII, отцом знаменитой царицы Клеопатры. Старейший элемент храма – четырёхметровый гранитный наос фараона Нектанеба II, который достался нынешнему птолемеевскому святилищу от более раннего стоявшего на этом месте «дома бога».

Ещё южнее расположен уникальный «двойной» храм Себека и Хора старшего в Ком-Омбо . Он любопытен тем, что имеет необычный «зеркальный» план: храм разделён на две абсолютно одинаковые половины, первая из которых посвящена крокодилоголовому богу Себеку, а вторая – одной из ипостасей древнего египетского бога Хора.

Сразу несколько храмов находилось когда-то и на стратегически расположенном у древней южной границы Египта острове Элефантина (напротив современного Асуана). Два из них – небольшие храмы Тутмоса III и Аменхотепа III – оставались практически нетронутыми вплоть до начала XIX века. К сожалению, в 1822 году они были варварски уничтожены по приказу местных властей (их пережгли на известь). Сегодня на острове сохранились лишь гранитные врата эллинистического периода от храма бога Хнума . Также на острове археологами частично восстановлен храм богини Сатет (супруги Хнума), при котором находился самый большой в Египте ниломер, использовавшийся вплоть до XIX века.

В отличие от Элефантины, где древнейшие археологические находки восходят ещё к раннединастическому периоду, храмы на расположенном немного южнее острове Филэ появились сравнительно поздно. Важным религиозным центром он стал только в период правления Птолемеев. Именно к этому времени относится прекрасно сохранившийся храм Исиды на острове Филэ , который считается самым красивым из всех ныне существующих египетских «домов бога».


Первый пилон и вход в храм Исиды на острове Филэ.

Поднявшись по Нилу ещё южнее, можно увидеть храм Мандулиса в Калабше . Посвящённый местному нубийскому божеству, которого египтяне отождествляли со своим Хором, он был построен во время правления последних Птолемеев и закончен уже при императоре Августе. Первоначально храм находился на берегу Нила в местечке под названием Баб-эль-Калабша в 50 км к югу от нынешней Асуанской плотины. В 1962 – 1963 годах он был разобран на 13 тысяч частей и затем перевезён и воссоздан на новом месте – острове Новая Калабша.

В заключение стоит упомянуть, что в результате грандиозной международной кампании 1959 – 1980 годов по спасению архитектурных памятников Нубии от затопления четыре небольших древнеегипетских храма оказались за пределами Египта. В благодарность за помощь в археологических работах они были подарены Испании (храм Амона из Дебода , ныне стоит в Мадриде), Нидерландам (храм императора Октавиана Августа из Таффы , ныне в Государственном музее древностей Лейдена), США (храм Исиды из Дендура , теперь в нью-йоркском музее Метрополитен) и Италии (скальный храм Тутмоса III из Эллесии , который был перевезён в Египетский музей Турина).

Невозможно переоценить ту степень везения, которая понадобилась всем перечисленным выше храмам, чтобы уцелеть до наших дней. За прошедшие тысячелетия им посчастливилось пережить немало природных невзгод и иноземных нашествий. Но что самое удивительное – они каким-то чудом миновали долгие века религиозной нетерпимости, которая как дамоклов меч висела над ними с тех самых пор, как в них навсегда смолкли голоса жрецов и растаял дым последних воскурений.

К счастью теперь впервые за последние почти две тысячи лет храмы Древнего Египта находятся вне угрозы уничтожения. Они международно признаны как неотъемлемая часть культурной сокровищницы человечества. Многие древнеегипетские храмы входят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Разумеется, торжественные службы в их стенах навсегда канули в Лету. Былые обряды сменила шумная туристическая суета, а единственными обязательными для исполнения ритуалами стали фотоаппаратные и сувенирные хлопоты. Но даже сейчас, блуждая по колонным залам и портикам древнеегипетских «домов бога», ещё можно уловить отголосок их былого предназначения. Как и прежде, они горделиво взирают на царящий вокруг них людской хаос, и не смотря ни на что продолжают оставаться твердынями маат – извечного порядка мироздания.

Белый храм в Таиланде — самый необычный храм, который я когда либо видела.

Белый храм — Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) находится на Севере Таиланда, рядом с . Многие люди, которые увидели фотографию этого великолепного храма в интернете, едут на Север Таиланда только ради того, что бы посетить этот не обычный Белый храм.

Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) – совсем новый храм, строительство которого началось в 1997 году и продолжается до сих пор. Храм выглядит как ледовый домик (он пришелся бы по вкусу Снежной королеве из сказки 🙂 или как сахарный дворец и не совсем понятно из чего он сделан. Ват Ронг Кхун полностью белый, поэтому его чаще всего называют Белый Храм.



Строит его тайский художник, Чалермчай Коситпипат, на свои собственные деньги, вырученные на продажах картин. От спонсоров художник отказался, он не хочет что бы кто то мог диктовать ему какие-либо условия, хочет делать в храме все так, как хочется только ему.

Говорят, самое лучшее время для посещения Белого храма на рассвете или закате, когда белый цвет красиво отражается в лучах солнца.

Мы переночевали в , утром выспались, позавтракали в нашем отеле Baan Bua Guest House и подъехали к Белому храму только к 10 утра. Были не приятно удивлены количеством людей возле храма.


Первый раз за все путешествие по Северу Таиланда мы видели такое количество экскурсионных автобусов на стоянке. Мы с трудом нашли место на обочине дороге, что бы припарковать нашу маленькую машинку!

Да, Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) поражает. Это самый не обычный и не традиционный Буддийский храм. Он выполнен из белого материала, что символизирует чистоту Будды и из зеркальных вставок, которые символизируют мудрость Будды.


Вокруг храма озеро с рыбками. Их можно покормить, купив корм рядом.
В храм стояла очередь. Пришлось подождать некоторое время, что бы попасть на мостик, через который надо пройти, что бы попасть в сам Белый храм.


Перед входом на мостик, что бы попасть в Рай 🙂

Мостик говорит о том, что бы попасть в Рай (в Белый храм), надо пройти из обычной мирской жизни через Ад по мостику. А из Ада тянутся тысячи рук грешников. Зрелище скажу Вам не очень приятное.


Вообще, конечно, храм интересный и красивый, но у меня он не оставил приятных эмоций. Скорее наоборот. Тут не чувствуется энергетики, здесь не хочется остаться на долго, как в храме на горе в Чианг Дао.

Перед входом в Ват Ронг Кхун разуваемся. Внутри фотографировать нельзя, поэтому опишу словами: внутри храм почти пустой. Только по центру находится мумия монаха (мы так и не поняли, это мумия или просто кукла?). Стены расписаны авторскими работами художника. На стенах сцены из фильмов «Матрица», «Аватар», «Звездные воины». Здесь же отображено событие 11 сентября. Работы по росписи стен храма продолжаются до сих порт.

Покидаем Белый храм и идем осматривать территорию. Всего на территории планируется 9 белоснежных сказочных зданий. А сейчас на территории множество интересных скульптур




Дракон, извергающий воду 🙂

На территории есть колодец, куда можно бросать монетки и загадывать желания. Если попадете в центр колодца, желание исполнится!


Можно написать желание на специальном листике и повесить на дерево. Таких деревьев на территории храма несколько.
Можно подписать открытку на память и поставить печать Белого храма!
На территории можно присесть отдохнуть в тени деревьев

Забавные знаки, указывающие, что пить и курить — это зло!


Рядом в здании мы купили сувениры, магнитики. Здесь же можно ознакомится с картинами художника Чалермчай Коситпипат и даже купить их.

А еще на территории есть вот такое золотое здание. Как Вы думаете, что это? 😎


Нет, это не дворец Будды, это туалет 😎 Перед входом надо разуться и обуть сменную обувь.

Посмотрите небольшое видео, снятое нами возле Белого храма в Таиланде

Как добраться до Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun):

  • на своем транспорте: из Чианг Рая надо ехать на юг, в сторону Чианг Мая около 13 км.
  • на маршрутке из Чианг Рая за 20 бат (отправляются из центра города, от старого автовокзала)
  • на маршрутке Чианг Май – Чианг Рай. Попросить высадить возле Белого храма.

Режим работы Белого храма:

Вход в храм открыт с 7:00 до 17:00 в низкий сезон, а в высокий сезон (ноябрь-февраль) до 18:00. Но полюбоваться на Ват Ронг Кхун можно в любое время дня и ночи 🙂

Если бы снежная королева имела резиденцию в Таиланде, наверное это был бы Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun) или, как его еще называют, белый храм. Это удивительное, красивейшее, потрясающее (можно продолжать бесконечно) место находится в нескольких километрах от северного города Таиланда Чианг-Рай . Уже проезжая по трассе можно увидеть белоснежные, переливающиеся на солнце, верхушки храмового комплекса. Воздушные, как морская пена, строения притягивают взор и влекут к себе, как магнит. И уже на подъезде любопытные туристы понимают, что не зря пришли – здесь их ждет нечто совершенно особенное.

Ват Ронг Кхун (Wat Rong Khun)

Представьте себе смешение тайской архитектуры, скульптуры, буддийской символики и современного сюрреализма. Окрасьте все это в белый цвет, добавьте инкрустацию из зеркальной мозаики и поставьте на фоне пронзительной бирюзы тропического неба. Именно так, кратко, можно описать облик белого храма в Чианграй.

Это поистине уникальное место, поражающее своим внешним видом, и таящее глубокий скрытый смысл. Здесь нет ни одной случайной черты или лишней, выбивающейся из общей философии, детали. Абсолютно все здесь, от основных зданий и скульптурных групп до ограждений и мусорных урн, создано в едином авторском стиле и несет определенную смысловую нагрузку.

Белый храм не совсем обычное место для поклонений Будде и религиозных обрядов. Вернее даже сказать: совсем необычное. Основной отличительной чертой Вата, безусловно, является белый цвет и инкрустация маленьких зеркал, которые символизируют собой непорочность и мудрость Будды. Но, кроме привычных статуй святого и героев буддийской мифологии, посетители с удивлением обнаруживают здесь и отражение современного мирового искусства.

Главное здание храма расположено посреди пруда. В его водах лениво плавают или лежат на дне огромные черные рыбины или белые и золотые карпы. На берегах водоема и посреди него установлены статуи Будды, мифические герои и сюрреалистические скульптуры в духе произведений Сальвадора Дали.

Для того чтобы попасть в храм, посетители должны пройти сначала через небольшой полукруг, символизирующий собой человеческий мир, затем дорожку, проложенную сквозь лес белых человеческих рук, представляющих собой Ад и путь к счастью через противостояние человеческим страстям. Зрелище немного жутковатое, но впечатляющее. Затем следует мост, который является символом возрождения. Входом ему служат два гигантских клыка – уста Раху, после них на посетителей грозно взирают демоны Раху, которые контролируют жизнь и смерть. Пройдя по мосту через небесные врата, человек попадает в обитель Будды, а выражаясь языком христиан – в рай.

Убранство храма еще более поражает своих посетителей. Вместо традиционных буддийских фресок, изображающих бытие Будды, мифических героев, демонов и символов добродетели, на стенах изображены картины, подобные работам Иеронимуса Босха или Сальвадора Дали, как если бы они жили в Таиланде и в наше время. Там можно встретить стилизованное изображение башен-близнецов Нью-Йорка, в которые врезаются самолеты, Супермена, Человека-паука, Аватара, летящего на Урюк Макто, Нео из Матрицы, Хищника и других героев современного кинематографа. Причем все это удивительным образом соседствует с изображениями, присущими традиционной тайской живописи. Эти замысловатые картины изображают проявление добра и зла современного мира и призывают задуматься о нашем будущем. Каждая работа не считается законченной до конца и постоянно пополняется новыми персонажами. Также в храме есть стены, которые только ждут, когда кисть художника прикоснется к ним.

Напротив входа, прямо под статуей Будды восседает медитирующий монах, облаченный в традиционные оранжевые одежды. По одной версии — это забальзамированная мумия, по другой — восковая кукла.

Слева от основного храма выстроено еще несколько зданий: беседка, библиотека, галерея и… туалет. Последний резко контрастирует со всеми остальными строениями. Поражающий искусной резьбой и воздушными элементами декора, он полностью выкрашен в золотой цвет. В то время как белый цвет всего комплекса символизирует разум и чистоту учения Будды, золотой цвет этого вполне земного сооружения символизирует тело.

Вблизи беседки расположено несколько деревьев, на которые за 30 бат можно повесить кусочек фольги со своим желанием.

Но самой удивительной особенностью Ват Ронг Кхун является то, что это плод фантазии всего одного автора – тайского художника живописца Чалемчайя Коситпипата. Он строит храм на собственной земле исключительно на средства, полученные от продажи своих работ. Г-н Коситпипат отказывается от любых спонсорских вложений для того, чтобы полет его фантазии не ограничивали никакие материальные обязательства.

История создания белого храма

Возведение белого храма началось в 97-ом, а его завершение планировалось к 2008 году. Однако, та популярность, которую Ват приобрел у туристов со всего мира, стала поводом для того, чтобы сделать проект еще более грандиозным. На сегодняшний день, Чалемчай Коситпипат запланировал работы уже на 50-80 лет. Он хочет вести строительство вплоть до своей смерти, и надеется, что потом его дело продолжат последователи и ученики. Мечтой автора является постройка красивейшего в мире буддийского храма, под сводами которого тысячи людей будут практиковать медитацию и славить Будду.

Архитектор и художник Чалемчай Коситпипат

Сложно поверить, что совсем недавно, теперь уже для всех очевидный, гений Чалемчайя Коситпипата не желали признавать в тайском обществе. Известный замысловатыми картинами, объединяющими в себе традиционное тайское искусство с символами современной культуры, художник вызывал долгое время раздражение у тайской общественности.

Чалемчай родился 15 февраля 1955 года в маленькой деревушке Бан Ронг Кхун (Ban Rong Khun) в северной провинции Таиланда Чианг Рай (Changwat Chiang Rai).

С малых лет он увлекался рисованием, и, спустя годы, стал изучать искусство в бангкокском университете Силпакорн (Silpakorn). В 1977 году Чалемчай получил диплом бакалавра живописи, и уже в то время стал проявлять явную тягу к смешению современного и буддийского искусств, чем вызывал неприязнь у многих религиозных и политических деятелей. Однако, несмотря ни на чье мнение, Чалемчай продолжал идти своей дорогой и с 80-го года прошлого столетия выставлял свои работы на многочисленных выставках Европы, Азии и Америки.

После того, как г-н Коситпипат в своем своеобразном стиле расписал стены буддистского храма Buddhapadipa в Лондоне, на его голову опять обрушилась волна критики, которая остановилась лишь после того, как талант Чалемчайя признал сам король Таиланда , купив у него несколько работ.

На сегодняшний день многие картины Коситпипата находятся в королевском дворце и закрыты для всеобщего внимания. А тот факт, что на аукционе тайского искусства 98-го года в доме Christie одна из его работ ушла с молотка за 17,5 тысяч долларов, явно говорит о том, что к художнику пришло мировое признание.

Именно на вырученные от продажи своих картин средства Чалемчай Коситпипат и приобрел участок в своей родной деревне. Там он по сей день возводит храм своей мечты, который восхищает и будоражит умы миллионов туристов со всего мира вот уже больше десяти лет.

Время работы и цены

Белый храм открыт для посетителей ежедневно с 6:30 до 18: 00. Музей картин на территории Вата, где можно купить работы художника или их репродукции работает с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00. Вход абсолютно бесплатный, но следует помнить, что внутри храма фотографировать строго запрещено.

Как добраться до белого храма

Добраться до этого удивительного сооружения можно, проехав 13 км к югу от центра Чианг-Рай по шоссе № 118. Сделать это можно на сонгтео, либо на арендованном транспорте.

Просто замечательны, однако впечатление от страны будет неполным без посещения северных провинций. А особенно их достопримечательностей. Wat Rong Khun (Ват Ронг Кхун) или, как его часто называют, Белый Храм (White Temple) в последнее десятилетие стал одним из самых популярных в Таиланде. С каждым годом он привлекает все большее количество туристов, которые стремятся воочию увидеть белоснежное чудо.

Wat Rong Khun далеко не единственный белый храм в Таиланде, в провинции Краби, в Краби-тауне, построен храм такого же цвета. Однако Белый храм в Чианграе, несомненно, самый красивый из всех белых храмов, которые я когда-либо видела. Ват Ронг Кхун настолько известен в Таиланде, что его фотографии всегда находятся на первом месте по поисковым запросам "Чианграй".

Некоторые туристы сознательно обходят Ват Ронг Кхун стороной: это новодел, зачем его смотреть? На самом деле, значимость храма не в давности постройки, а в символизме задумки. Каждая деталь храма несёт свой смысл и призывает посетителей задуматься о буддийских учениях, рассказывающих о мирских соблазнах, желаниях, жадности и влияния их на ум людей.

В дизайне всего храмового комплекса используются кусочки зеркал, искрящиеся на солнце. Белый цвет храма олицетворяет чистоту Будды, а зеркала символизируют мудрость Будды и буддийских учений. Ват Ронг Кхун был разработан тайским художником по имени Чалемчай Коситпипат (Chalermchai Kositpipat). Строительство Белого храма началось в 1997 году и продолжается до сих пор. Храм возводится на личные деньги Чалемчая Коситпипата и пожертвования, как . По плану художника на территории будет девять зданий, включая уботсот, зал с буддийскими реликвиями, зал для медитаций, жилые помещения для монахов и художественную галерею. Возможно, через 50-60 лет мы увидим Ват Ронг Кхун во всём великолепии.

Центральное место в комплексе занимает главное здание - уботсот. Через водоём к нему ведёт мост, символизирующий цикл перерождения. Сначала с обоих краёв моста вы увидите сотни рук - это желания, искушения, жадность, человеческие страдания и ад. Путь к счастью лежит через преодоление подобных мирских вещей. Два огромных демона охраняют дорогу к нирване.

Главное здание выполнено в классическом стиле северных тайских храмов с трёхуровневой крышей и змеями Нага. Но если внутри старинных храмов на стенах можно увидеть фрески со сценами из буддийской истории, то в Ват Ронг Кхун изображены современные представления о добре и зле: Человек-Паук, Нео из Матрицы, Бэтмен, злодеи и супергерои из фильмов, комиксов и реальной жизни. Здесь можно увидеть взрыв американских башень-близнецов, извергающийся вулкан, ядерные ракеты, оружие. И, конечно, изображения и статую Будды. Внутри главного здания фото- и видеосъемка запрещены. Репродукции фресок можно приобрести в сувенирном магазине. Ват Ронг Кхун не единственный храм в Таиланде с подобной современной живописью. Это новое течение в современной храмовой живописи, и такое сюррелиалистическое видение мира чрезвычайно интересно.

На территории храмового комплекса нельзя не заметить золотое здание. Его цвет выбран не случайно. В противовес белоснежной чистоте золото символизирует сосредоточение мирских желаний и денег. Чалемчай Коситпипат называет его телом в то время как уботсот является умом. Не случайно в таком роскошном золотом здании находится туалет. Сразу видна связь между поклонением мирских желаний и их реальной стоимостью.

На территории храмового комплекса ещё много различных статуй. Здесь и полуженщины-полуптицы Киннари, и драконы, и персонаж фильма Хищник, и многие другие.

Вход в Белый храм бесплатный, приветствуются чаевые на строительство храма. Вы можете купить металлические лепестки, написать на них своё желание и повесить на специальное дерево. Посетите галерею с работами Чалемчая Коситпипата, где можно увидеть скульптуры и раннюю живопить художника.

В Ват Ронг Кхун лучше приехать рано утром или ближе к закату, чтобы туристов было не так много. Белый храм можно посетить с экскурсией в Золотой Треугольник из города Чиангмай.

Расположение: в 15 километрах от Чианграя на Phahonyothin Road.
Координаты: 19.824264, 99.763080
Как доехать: на такси или на сонгтэо от автовокзала около ночного базара в центре Чианграя.
Часы работы: с 8 утра до 6 вечера.

Ват Ронг Кхун – вовсе не храм в стандартном смысле слова. Здесь нет монахов. Сюда не приходят молиться. Правильнее назвать Ронг Кхун объектом искусства, который на буддистской основе ассимилировал в себе многоаспектность современного мира. Несмотря на то, что храм не каноничен, его символизм для западного человека более понятен, чем смысл традиционных храмов Таиланда.

Если вы интересуетесь современным искусством, то этот храм (его называют «белым») следует посетить. Вы сможете увидеть эклектичный сплав буддизма, традиционной тайской архитектуры, поп-арта и научной фантастики.

История храма

В Таиланде огромное количество традиционных буддистских храмов. Все они составляют ядро тайской культуры и входят в экскурсионную программу любого туриста. В старых храмах есть свои безусловные плюсы: все они – намоленные места, в которых стены и земля дышит историей. Но окружающий мир меняется. Также как и люди, населяющие землю. Современным людям сложно понять смысл буддизма, посещая старые храмы. Им нужно показать буддистские идеи более наглядно.

Примерно так рассуждал Чалермчай Коситпипат – тайский художник-миллионер. Он предложил реконструировать находившийся недалеко от своего родного города Чианграй Храм Ват Ронг Кхун, который к тому времени пребывал в плачевном состоянии. Разрешение было получено. Художнику была отдана территория полуразрушенного храмового комплекса. В 1997 г. на свои личные средства он начал реализовывать грандиозный архитектурно-художественный проект.

Два десятка лет группа художников во главе с Коситпипатом трудится над уникальным архитектурным комплексом. За это время его посетило более 5 млн. человек. Если учесть, что белый храм в Тайланде находится почти у бирманской границы, не в самом туристическом районе страны, удален от Чианграя, то эта цифра – более чем говорящая.

Работу планируется продолжать до 2070 г. Она стоит огромных денег. Правительством Таиланда средства не выделяются. Символические деньги выручаются за счет продажи сувенирной продукции с изображением храма и его идейного вдохновителя, а также в виде пожертвований от посетителей и частных лиц.

Вот что говорит сам Чалермчай Коситпипат: «Деньги и вещи ничтожны. Они не мои. Они лишь позволяют мне действовать в соответствии с моими убеждениями».

Символика храма

Каждая деталь храмового комплекса имеет свое значение и позволяет посетителям увидеть буддистское учение. Здесь все призвано развернуть внимание человека на обычные окружающие вещи: по-другому взглянуть на мирские соблазны, изображенные в причудливых фигурах, сфокусироваться на сознании, а не на материальных вещах.

Символика цвета

Во внешнем оформлении преимущественно используются:

  • высокопрочный белый алебастр (гипс);
  • небольшие кусочки зеркал.

Зеркальные осколки наложены на алебастровую основу. Благодаря этому, храмовый комплекс переливается в солнечных лучах так сильно, что иногда хочется отвести взгляд. С помощью такого приема художник не только показал чистоту сознания Будды и превосходство духовного мира над материальным. Сияющий в зеркалах свет символизирует способность любого человека отражать доброту других людей.


Хотя белый цвет и превалирует в оформлении храмовой территории, используется не только он. За пределами храма много позолоченного, красного, зеленого и других цветов. Они символизируют мирское существование, людские пороки. Здесь поджидают отвратительного вида скульптуры, подвешенные головы, скелеты и демоны, держащих в руках сигаретные пачки, муляжи бутылок из-под алкоголя.

Концепция комплекса такова, что сначала посетители видят художественные объекты, связанные с мирской жизнью. И только после этого гости могут попасть на территорию белого храма. Таким образом художник дает почувствовать разницу между сознанием обычного человека и просветлением Будды.

Пруд

Как многие другие храмы в Таиланде, Ронг Кхун окружен прудом, в котором живут несколько десятков крупных рыб. Их принято кормить: за плату можно приобрести специальный корм. Это впечатляет и нравится как взрослым, так и детям.

Непосредственно Ват Ронг Кхун включает в себя несколько объектов-инсталяций, которые проходят посетители на пути к храму. Это:

  • Адская яма
  • Ворота в рай

Адская яма

Сотни человеческих рук, торчащих из ямы под ногами по обе стороны от дороги, символизируют желания и страсти. Преодоление их по буддистской концепции означает путь к счастью. Перекошенные лица демонов провожают входящих взглядом и проверяют, насколько каждый готов к очищению.

Несколько рук, вылезающих из ямы, держат чугунки, в которые проходящие бросают монеты. Говорят, это – действенный способ распрощаться со своими грехами и начать новую жизнь.

Мост через колесо перерождений

Концентрическая окружность под мостом и два больших стилизованных рога, торчащих из земли, символизируют переход от цикла беспрерывных перерождений к свободному состоянию без страдания.

В соответствии с третьей истиной буддизма, достигается это только отказом от желаний.

Ворота в рай

Отказавшись от всех своих желаний, посетители оказываются перед воротами в рай. Они охраняются статуями: слева – Раху (тем, в чьей власти находится судьба человека) и справа – Смерти (тем, в чьей власти жизнь человека).

Мост заканчивается храмом, перед которым посетители видят скульптуры медитирующего Будды. Это создает дополнительный настрой перед входом в храм.

Обитель Будды

Внешне храм выполнен в точном соответствии с буддистскими архитектурными канонами. Внутри работы не завершены. Похоже на то, что Чалермчай Коситпипат ждет какого-то чуда или знака. Пока же стены внутри расписаны так, что удивляют даже местных жителей Таиланда.

Не будем раскрывать тайны храма. Но скажем, что, хотя изображения далеко не канонические, они вполне укладываются в систему буддистского мировоззрения, которое безгранично и способно сопрягать в себе любые проявления многообразной реальности.

Золотой дом

В противоположность белой обители Будды золотой дом – центр мирской жизни. Здесь разместились:

  • небольшая галерея;
  • зал для проповедей и молитв;
  • «золотой общественный туалет».

Опять же на символическом уровне золотой дом призван контрастировать с белым храмом, подчеркивая разницу между мирской суетой и просветленным истинным осознанием.

Золотой цвет призван обратить внимание людей на то, насколько много внимания они уделяют деньгам и мирскому, забывая о самом главном.

Парк

После посещения обители гости могут гулять по парку, отдыхать на лавочках в тени деревьев, изучать скульптуры. Работает небольшое кафе с закусками и напитками, сувенирная лавочка.

Время работы

Храмовый комплекс открыт для посещения с 8.00 до 18.00. Галерея в золотом доме закрывается в 17.30. Вход свободный. По выходным и в праздничные дни бывает людно: тайцы любят приезжать сюда на экскурсии.

Несмотря на то, что Ронг Кхун – недействующий храм, он все же является религиозным объектом. При посещении требуется соблюдать дресс-код и избегать слишком открытых частей тела.

Как добраться

Ват Ронг Кхун расположен по Phahonyothin road в 15 километрах на юго-запад от Чианграя. Можно добраться на следующем транспорте:

  • на такси за 300 бат ($8) -20 минут;
  • на автобусе за 20 бат ($0.5) — 30 минут;
  • на маршрутке-сонгтео за 30 бат ($0.8) — 30 минут.

Автобусы и маршрутки отправляются от автобусной станции возле ночного рынка в центре Чианграя.